В современной России немало талантливых режиссеров, хотя все вокруг старчески брюзжат о том, что раньше был кинематограф боевой, да еще какой. А сейчас, мол, испарился. Но на самом деле, режиссёры у нас есть, просто их часто не видят за афишами очередных «Ёлок», «Горько» и конвейерных фильмов к 9-му мая.
У нас все еще есть Михалков, который, дай Бог, перестанет снимать фильмы о какающих из самолётов немцах. Сколько бы его не критиковали, а его картины 1980-1990-х годов практически безупречны. У нас все еще есть Андрей Кончаловский, который по возвращении из США начал снова делать добротные ленты. У нас есть парадоксальный и нелюбящий кино Сакуров, облюбованный мировыми кинокритиками и имеющий больший успех в Европе, чем у себя на Родине. В конце концов, унас есть Юрий Быков, который, хочет того или нет, рано или поздно получит лавры почившего Алексея Балабанова. В общем, есть у нас режиссеры, и есть у нас громкие и важные имена. Но между ними всеми, как Моисей меж волн Красного моря, идет Андрей Звягинцев. Он появился буквально из ниоткуда, и пока не прогремел победным набатом на весь мир с «Левиафаном», большинство заочно похлопывали его по плечу, как перспективного малого. Но Звягинцев оказался величиной — мастером, с именем которого в современном мировом кинематографе ассоциируется Россия.
После «Левиафана», вызвавшего неоднозначную реакцию у самих россиян, вышла следующая картина режиссера, в которой многие ожидали увидеть очередное обличение уклада и порядков страны. Но Звягинцев пошел другим путем. Он снял фильм о «Нелюбви». А точнее о нелюбви главных героев ко всем, кроме самих себя. О нелюбви, которая настолько эгоистична, что способна разрушить все вокруг. Его герои, в отличие от беспомощного Сергеева, живут довольно респектабельной и обеспеченной жизнью, хотя со своими «мадагаскарскими» тараканами в голове справиться неспособны. Они пытаются устроить свою жизнь, несмотря ни на что, даже на собственного ребенка. И за этот эгоизм и самолюбование придётся заплатить страшную цену.
Звягинцев из тех режиссеров, за картинами которых нужно смотреть внимательно. Он щепетилен к деталям и мелочам. И в отличие от Сергея Лозницы, который нарочито демонстрирует Россию гнилозубой и утопающей в дерьме, Звягинцев показывает внешнюю красоту, при любых условиях и исходах. Для примера, вспомните заключительные кадры «Левиафана». Да, у него красной нитью всегда тянется людской эгоизм, предательство и порочность, но все это вы можете встретить в обычной жизни, в любой день. Звягинцев показывает жизнь с ее изнанкой и естеством. Показывает, как есть. Его актеры живут, а не играют, как театральные марионетки.
Картина уже получила приз жюри Каннского фестиваля. И если «Дюнкерк», вне всякого сомнения, главный иностранный фильм года, то российский кинематограф в лице лучшего фильма 2017 удостоился «Нелюбви».