Среда, 29.03.2023
  • О проекте
No Result
View All Result
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
No Result
View All Result

Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

by Редактор
27.07.2022
in В России, Культура, О главном
1 min read
Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

«Бесприданница» — спектакль о любви и товарно-денежных отношениях. В июле театр «Мастерская Петра Фоменко» отмечает 90 лет со дня рождения своего создателя. Петр Наумович плодотворно работал со многими театральными коллективами, а своему театру отдал без малого двадцать лет творческой жизни и подарил шестнадцать незабываемых спектаклей. Один из них, кстати идущий крайне нечасто, «Бесприданницу» по пьесе Островского, мне посчастливилось увидеть спустя почти четырнадцать лет со дня премьеры.  

А.Н. Островский посвятил написанию своей сороковой пьесы четыре года и считал ее одним из лучших своих произведений, хотя тогдашняя критика была весьма нелестной. «Бесприданницу» посчитали поверхностной и скучной, а героиню — легкомысленной и доверчивой девицей. Однако, вот уже больше ста сорока лет сочинение мастера русской прозы не сходит с театральных подмостков.  

В своей интерпретации Фоменко отошел от традиционных, уже привычных зрителю трагедий каждого персонажа пьесы. «Бесприданница» — спектакль с тонким юмором, приглушенным звучанием, неприкрытым цинизмом и горьким безразличием к жизни всех и каждого. Здесь, в этом городе, построенным Петром Наумовичем, в многоуровневых конструкциях декораций, герои живут по инерции, расхаживают по лестницам, как по променаду, между делом продавая и приобретая пароходы, собираются на выставку в Париж, заключают сделку с выгодной женитьбой на «золотых приисках», и также, между делом, коверкают и ломают судьбу «живого товара» — юной Ларисы Огудаловой.

Это скучное, занудное общество, где царят исключительно товарно- денежные отношения, приправленные безвкусным празднеством купленных цыган, нелепой театральщиной мятого актера-неудачника Робинзона, шампанским в чайниках и дорогой игрушкой от Хариты Игнатьевны, ее дочерью, цинично выставленной на торги. Да и сама Лариса — существо безрадостное, без надрыва, без душераздирающих страстей, уже привыкла думать о себе в прошедшем времени. 

Вот тут-то, в этой кажущейся скучище и заурядности, постепенно начинает открываться гениальность режиссуры Фоменко, медленно затягивая в себя неожиданными нюансами, яркими вспышками прорвавшегося раздражения, вкрадчивыми штрихами гаденькой мелкой лжи, липкой, мерзкой выгоды — всегда и во всем. Нет ничего однозначного в этой черно-белой гамме, жизнь, с ее человеческими страстями, врывается в эту тягомотину отчаянным вихрем. Так внезапно раскрывается перед зрителем Карандышев, сделанный режиссером главным персонажем первого действия, блестяще сыгранный Евгением Цыгановым. Из серого, подобострастного человечка он вырастает раздутый фанфарон, искрящейся бахвальством и глупостью. Цыганов делает его не просто жалким, а омерзительным.  

В целом актерский ансамбль (а он почти не изменился за эти 14 лет, исключение — роль Вожеватова, на нее ввели Томас Моцкус) очень удачный. Харита Игнатьевна в исполнении Натальи Курдюбовой особа изворотливая, ловко лавирующая между потенциальными кавалерами-покупателями. Дама с налетом былой красоты и весьма богатым прошлым, держит себя уверенно, намекая на прошлые теплые отношения и с Паратовым в том числе. Кстати о Паратове. Илья Любимов играет его грубым и жестким, наглым и бездушным, с пренебрежением относящимся к обожающей его Ларисе. Он — абсолютный эгоист, и даже (в современной терминологии) абъюзер, без всякого романтичного представления о былой чести русского дворянина.  

И конечно, режиссер Фоменко поставил безумно трудную, нетривиальную задачу перед актрисой Полиной Агуреевой. Ее Лариса предстает перед зрителем уже сломанной, сорванным мимоходом цветком, безучастной к своей дальнейшей судьбе. Лишь мимолетная вспышка счастливой радости и надежды ненадолго сверкнет при появлении Паратова, но тут же померкнет от лжи и равнодушия возлюбленного. Напряженная динамика второго действия целиком ложится на плечи Ларисы Огудаловой и героиня Полины Агуреевой — почти бесплотная нимфа, полусумасшедшая Офелия, летящая в пропасть Катерина с безусловной благодарностью принимает свою смерть.  Гениальность большого художника — это не только умение создать настоящий шедевр, но и оставить его для будущих поколений актуальным, современным, завораживающим, притягательным на долгие — долгие годы, даже когда его создателя уже нет рядом с нами.   

Автор: Анна Виноградова

Фото: Лариса Герасимчук

Previous Post

Детям с болезнями сердца нужен особый уход в жаркую погоду - врач

Next Post

Юрий Оганесян о выборах президента РАН: «Нам нужно завершить начатое дело»

Related Posts

Российские физики представили новую концепцию спин-волнового логического элемента

Российские физики представили новую концепцию спин-волнового логического элемента

21.03.2023

Физики из Московского физико-технического института (МФТИ) и Российского квантового центра разработали логический элемент, основанный на взаимодействии спиновых волн, которые возбуждались...

На три года продлен в России срок действия водительских прав, которые надо было менять в 2022-203 года – МВД

На три года продлен в России срок действия водительских прав, которые надо было менять в 2022-203 года – МВД

20.03.2023

О продлении действия прав заявил министр МВД Владимир Колокольцев на коллеги ведомства. Ранее СМИ сообщали, что в 2022 году граждане России...

Строители России и Белоруссии обсудили развитие сотрудничества на выставке в Минске

Строители России и Белоруссии обсудили развитие сотрудничества на выставке в Минске

17.03.2023

Генеральный директор Евразийской Федерации инженеров-строителей (ЕФИС) Ольга Кубанская приняла участие в открытом заседании Совета Союза строителей Республики Беларусь в рамках XХV...

Разработчик вакцины “Ковивак” трудилась волонтером в “Коммунарке” c марта 2020 года

Разработчик вакцины “Ковивак” трудилась волонтером в “Коммунарке” c марта 2020 года

11.03.2023

Руководитель молодежного коллектива Центра имени Чумакова, получившего в феврале премию правительства Москвы молодым ученым за разработку вакцины “Ковивак” против коронавируса,...

Витамин D на 40% снижает риск развития деменции

Витамин D на 40% снижает риск развития деменции

02.03.2023

Медики из Европы и Канады выяснили, что регулярный прием витамина D снижает вероятность развития деменции примерно на 40% среди пожилых...

Ученые Центра им. Чумакова получили премию правительства Москвы за создание вакцины «КовиВак»

Ученые Центра им. Чумакова получили премию правительства Москвы за создание вакцины «КовиВак»

08.02.2023

Мэр города Москвы Сергей Собянин вручил в День российской науки, отмечаемый 8 февраля, премии Правительства Москвы молодым ученым за 2022...

Load More
Next Post
Юрий Оганесян о выборах президента РАН: «Нам нужно завершить начатое дело»

Юрий Оганесян о выборах президента РАН: «Нам нужно завершить начатое дело»

В России впервые пройдет Евразийский строительный конгресс

В России впервые пройдет Евразийский строительный конгресс

Top Stories

Российские физики представили новую концепцию спин-волнового логического элемента

Российские физики представили новую концепцию спин-волнового логического элемента

21.03.2023
На три года продлен в России срок действия водительских прав, которые надо было менять в 2022-203 года – МВД

На три года продлен в России срок действия водительских прав, которые надо было менять в 2022-203 года – МВД

20.03.2023
Заявление Украины о собственном производстве ядерного топлива абсурдно – международный эксперт

Заявление Украины о собственном производстве ядерного топлива абсурдно – международный эксперт

17.03.2023
мх

©️ Ref news, сетевое издание Ref news (перевод названия на государственный язык Российской Федерации: Реф ньюс)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Cвидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66760, от 22.08.2016
Адрес редакции: 155516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18. Телефон: +74953459440, e-mail russunion@mail.ru. Главный редактор — К.В. Бендас.

No Result
View All Result
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения

© 2019