Русскоязычный рэп сейчас у всех на устах. Для кого-то это инфо-повод, для кого-то все еще новое слово в музыке, а для кого-то давно смысл жизни. После баттла Оксимирона и Гнойного о рэпе заговорили все – от узкого специалиста по «плотам» Лозы до «Россия-24», умудряющихся практически любое событие подать как надвигающуюся угрозу.
После «баттла» все хотели урвать кусочек «хайпа», обратить на себя внимание и высказать свое, порой полностью обывательское мнение. Но русскоязычный рэп — это уже давно не «Мистер малой» и не «Дэцл», и давно не музыка «йоу», широких штанов и кепок с козырьком наоборот, хотя стереотипные представители стиля все еще присутствуют на сцене. Но за последние годы жанр качественно вырос.
В России рэп уже несколько лет является музыкой номер один по восстребованности. Артисты собирают битком залы, а клипы даже не самых известных представителей жанра нередко набирают миллионы просмотров. Артемий Троицкий уже как-то сказал, что русскоязычный рэп переживает такой же подъем, какой переживал русский рок в конце 1980-х. Можно соглашаться с этим или нет, но жанру ваше мнение уже не важно.
Королем русского рэп принято считать «Басту», «принцем» народного любимчика Ваню NoizeMC, а не сходящих с трендов «Касту» и «Гуфа» — «лордами». Но сегодня мы представим вашему вниманию не старые имена, которые на слуху добрый десяток лет, а список пяти самых громких русскоязычный рэп-исполнителей последних лет, которые подняли жанр на абсолютно новый уровень.
Oxxxymiron. Мирон Федоров — иммигрант, с оксфордским образованием за спиной, заявил о себе еще в 2011-м выпуском автобиографического альбома «Вечный жид». Несмотря на колоссальный рост и интерес со стороны СМИ, Мирон крайне редко дает интервью, не ведет стримы в интернете и практически не появляется на ТВ (за многие годы исключением стало появление в «Вечернем Урганте» и исповедь на тему конфликта с ЛСП). Отличается он богатыми текстами, быстрой и внятной читкой, чем вызывает зависть и нервный тик у так называемых «людей из рэп-культуры». После проигрыша на самом ожидаемом «баттле» в истории русского ютуба, он отнюдь не скатится, как того желают злопыхатели, а наоборот, вот-вот выступит в Олимпийском и станет первым и, скорей всего, последним русским рэпером, которому поддалась площадка такого размера.
Что послушать ИМХО: «Где нас нет», «Город под подошвой», «Детектор лжи»
Скриптонит. Звуковик, писавший несколько лет музыку еще до переезда из Казахстана в Россию, сегодня почти главное имя в русскоязычном рэпе. Его музыка не совсем и не всегда рэп, потому что он экспериментатор. Сегодня Адиль главный артист лейбла Gazgolder, который в свою очередь является главным рэп-лейблом страны. При всех за и против, «Скрип» совершенно новое слово в музыке — столько внимания к звуку и атмосфере еще поискать. Адиль уже становился «открытием года» по версии журнала GQ, но по собственному признанию совершенно не интересуется вниманием светской тусовки. Предпочитает больше творить в студии, чем отжигать на всю катушку, как в его же клипах «Вечеринка» и «Витамин».
Что послушать ИМХО: «Это любовь», «Витамин», «Притон»
PHARAOH. Бывший футболист, молодой «Фара» уже стал русским королем «клаудрэпа». Почти все его тексты отдают пахабщиной, сексизмом и нигилизмом, причем еще большим, чем у кривляк «Мальчишник». Он делает все то, за что его музыку надо было бы запретить. И если почти двадцать лет назад всех раздражал «Дэцл», сегодня массы раздражает «Фара». Вот только ему на это плевать, ибо на его концертах пока еще «sold out». Внешне похожий на Курта Кобейна – совсем не рэперского облика молодой человек вызывает такую бурю негативных эмоций, что порой за него становится страшно. Хотя тягучий «клауд-рэп» вообще достаточно своеобразное ответвление от основного жанра, а посему «Фару» довольно часто слушают люди, к рэпу не имеющие никакого отношения и интереса.
Что послушать ИМХО: «Дико, например», «ФОСФОР», «Идол»
Грибы. Не пугайтесь, это не шутка. Киевский коллектив, который во многом делает рэп, строя образы на самых распространенных стереотипах о жанре, не превращая все это в «ералаш», прорвался в отечественный мэйнстрим года назад. Обычно жанровые шутки далеко не уходят, но в истории с «Грибами» все случилось иначе. Вирусное видео и привязчивая, как грипп песня «Тает лед», набравшая почти 120 млн. просмотров в интернете, стала причиной сотни пародий, начиная от «Вечернего Урганта» и заканчивая забавными пародиям от врачей, учителей, военных, гастарбайтеров и прочих. «Грибы» никогда не будут приняты рэп-сообществом и вы никогда не увидите их в списках фаворитов у отечественных исполнителей, но «хайпанули» они некисло.
Что послушать ИМХО: «Тает лед», «Копы», «Велик»
Хаски. Многие удивляются, когда узнают, что Дима Кузнецов окончил МГУ и работал журналистом на канале «Россия». Первый его известный трек «Седьмое октября» с критикой правительства РФ вышел еще до того, как он нашел свое уникальное звучание и подачу. Если он начал со внятного рэпа, то теперь так жует слова, что разобрать половину из сказанного можно только по стенограмме. Слушатели часто подкалывают Скриптонита за дикцию, но Хаски читает и поет так, будто он страдает от серьезных физических проблем. Недавно Макс Фадеев предсказал, что Хаски заберет аудиторию Оксимирона, но предсказанию едва ли суждено сбыться. Но своей большой след он явно оставит.
Что послушать ИМХО: «Панелька», «Пироман 17», «Седьмое октября»