Не секрет, что корпорации Силиконовой Долины нанимают на технические вакансии больше мужчин, чем женщин. Однако причину такому поведению не так-то просто установить.
Недавние записки уже бывшего инженера Google, направленные против разнообразия полов в компании, вывели эту проблему на передний план. Автор записок утверждал, что гендерное неравенство в технической сфере можно объяснить не только предрассудками и дискриминацией, а, в частности, биологическими половыми различиями. Давайте пока отставим в сторону вопрос, как это утверждение влияет на решение проблемы неравенства в технической области, и для начала рассмотрим, насколько хорошо в действительности его заявление отражает научные знания в отношении половых и гендерных различий?
Как социолог, который уже почти 50 лет проводит психологические исследования, касающиеся различия полов, я согласен, что они, вероятно, являются частью причины, почему мы наблюдаем так мало женщин по сравнению с мужчинами в рядах технических специалистов Кремниевой Долины. Однако путь от биологии до работы является длинным и ухабистым, и любая случайная связь не исключает значимости небиологических причин. Вот что на самом деле говорят исследования.
Действительно ли девочки рождаются менее способными к техническим специальностям?
Нет доказательств прямой зависимости между биологией и малым количеством женщин на технических должностях. Однако многие психологи (если не большинство) действительно верят в общее представление о том, что внутриутробное и ранее послеродовое воздействие гормонов, таких как тестостерон, обычно повышено у мальчиков с восьмой недели беременности до 24, а также во время ранней стадии послеродового развития.
Разумеется, этические ограничения исключают возможность экспериментов над человеческими зародышами и малышами, чтобы понять последствия воздействия тестостерона на младенцев мужского пола. Вместо этого ученые изучали детей, развивавшихся в аномальных гормональных условиях в связи с необычными генетическими причинами или воздействием гормонально активных препаратов, прописанных их беременным матерям. Подобные исследования предполагают, что раннее воздействие андрогена имеет маскулинизирующий эффект на игровые предпочтения и поведение девочек, что приводит к увеличению уровня агрессии, потенциальной смене сексуальной ориентации и гендерной идентичности и, возможно, к повышенной способности к пространственному восприятию и быстроте реагирования на подсказки, что определенное поведение больше прилично девочкам в данной культуре.
Раннее воздействие гормонов — только часть сложных биологических процессов, которые способствуют половой дифференциации. Влияние этих процессов, побуждаемых прямым и косвенным воздействием хромосом X и Y, и их последствия для человеческой психологии в основном неизвестны, при учете того, что наука, занимающаяся подобными исследованиями, находится на ранней стадии развития.
Другие эксперименты показывают, что существует также вопрос сравнения природных склонностей и воспитания мальчиков и девочек, находящихся еще в таком малом возрасте, в котором процесс социализации еще не имеет на них полного влияния.
Ранние половые различия проявляются в основном в широком спектре темперамента. Один из таких спектров психологи называют «динамизм». Он выше у мальчиков, проявляясь в моторной активности, импульсивности и получении удовольствия от высокоинтенсивных видов деятельности. Другой спектр называется «усиленный контроль» — он больше проявляется у девочек в виде навыков самоуправления, способности сосредотачивать и менять внимание и включать тормозной контроль. Этот аспект темперамента также включает большую чувствительность восприятия и получение удовольствия от деятельности с небольшой интенсивностью.
Это исследование темперамента предполагает, что природа наделила нас некоторыми психологическими половыми различиями. Однако ученые еще не до конца понимают пути от этих аспектов детского темперамента к развитию взрослой личности и способностей.
Существует ли гендерный разрыв в отношении черт, значимых для технических специальностей?
Другой подход к вопросу занятости женщин в технической индустрии включает сравнение полов по чертам, которые считаются наиболее значимыми для занятия техническими специальностями. В этом случае, неважно, получаем ли мы их от природы или через воспитание. Обычно в этот список попадают способности к математике и пространственному ориентированию.
Раньше считалось, что мальчики среднестатистически имеют больше способностей к математике, однако теперь это мнение в США изменилось. Также произошло снижение преобладающего количества лиц мужского пола среди набравших наивысший бал по сложным математическим тестам. Однако мужская половина человечества все еще лучше выполняет большинство тестов на способность пространственного ориентирования, особенно задания на мыслительное вращение трехмерных объектов, а эти навыки очень полезны в сфере точных наук.
Конечно люди выбирают профессию исходя также из своих интересов, а не только способностей. Поэтому, по большому счету, стоит рассмотреть половые различия мужчин и женщин по признаку ориентированности на людей и ориентированности на вещи.
Исследования показывают, что в общем женщины более заинтересованы в работе с людьми по сравнению с мужчинами, которые более ориентированы на вещи. Поскольку технические специальности больше ориентированы на вещи, а не на людей, мужчины в среднем считают их более привлекательными. Например, такие профессии, как инженер компьютерных систем и сетей и архитектор баз данных требуют обширных познаний в области электроники, математики, инженерных принципов и телекоммуникационных систем. Успех подобной работы не зависит от таких качеств, как социальная чувствительность и эмоциональная грамотность, как, например, такие позиции как воспитатель детского сада или розничный продавец.
Жизненные цели женщин и мужчин также отличаются: женская половина ставит в приоритет работу, связанную с помощью людям. Должности в сфере точных наук в основном не предоставляют много возможностей для удовлетворения этих жизненных целей. Однако сфера технологий все же предлагает специализацию, которая ставит в приоритет социальные и общественные цели (например, разработка системы здравоохранения) или вознаграждает за социальные навыки (например, оптимизация взаимодействия людей с машинами и информацией). Такие позиции, в среднем, могут быть относительно привлекательными для женщин. В общем смысле, превосходство женщин в чтении и письме, а также в социальных навыках дает им преимущество во многих других сферах.
Практически все половые различия состоят из пересекающегося распределения женщин и мужчин. Например, несмотря на довольно большие половые различия по среднему росту, некоторые женщины выше большинства мужчин, а некоторые мужчины ниже большинства женщин. Хотя психологические половые различия статистически меньше, чем эта разница по росту, некоторые из них более существенны для технической области, в частности, заинтересованность в людях в отличие от вещей, а также способность к пространственной ориентации в мыслительном вращении.
Если причина не в биологии, тогда в чем?
Учитывая отсутствие очевидных доказательств, что способности и интересы, значимые для технических специальностей, заложены в основном в биологии, остается много места для рассмотрения социализации и гендерных стереотипов.
Поскольку люди рождаются неразвитыми, родители и другие опекуны обеспечивают им обширную социализацию, в основном направленную на продвижения тех личностных черт и навыков, которые, по их мнению, помогут потомку в выполнении его будущих ролей. Так как взрослая жизнь женщин и мужчин отличается друг от друга, опекуны обычно поощряют у детей деятельность, связанную с их полом — куклы для девочек, машинки для мальчиков. Общепринятая социализация может направить детей по пути к общепринятому выбору специальности.
Даже очень маленькие дети формируют гендерные стереотипы, наблюдая за тем, как женщины и мужчины участвуют в принятом обществом разделении труда. Они автоматически узнают о половых различиях из той работы, которую взрослые выполняют на работе и дома. В конечном итоге, чтобы объяснить различия, которые они наблюдают в том, что делают мужчины и женщины, и в том, как они это делают, дети приходят к выводу, что у обоих полов есть до определенной степени определяющие их черты. Таким образом, разделение труда передает им послание, что мужчины и женщины имеют разные свойства.
Эти гендерные стереотипы обычно включают мнение, что женщины добиваются успеха в таких качествах как теплота и забота о других, которые психологи называют коммунальными. Стереотипы также предполагают, что мужчины должны иметь больший уровень таких черт как уверенность и доминирование, которые ученые называют агентивными. Они бытуют во всех культурах и формируют гендерную идентичность человека, а также общественные нормы, касающиеся того, каким должно выглядеть мужское и женское поведение.
Гендерные стереотипы готовят почву для предрассудков и дискриминации, направленной на тех, кто отходит от общепринятых гендерных норм. Если, например, люди имеют стереотип, что женщины — теплые и эмоциональные, а не грубые и рациональные, то они могут перекрыть женщинам возможность занимать инженерные и технические должности, даже тем из них, кто не является типичным представителем своего пола. В добавок, женщины, одаренные в технической сфере, могут сомневаться в себе, если они принимают общественные стереотипы о неспособности женского пола к техническим специальностям. Также женское беспокойство, что они могут подтвердить эти отрицательные стереотипы, может ухудшить их действительные результаты.
Таким образом, нет ничего удивительного, что исследования предоставляют доказательства, что женщины в основном должны отвечать более высоким стандартам, чтобы получить работу и признание в сферах, где исторически преобладают мужчины. Однако недавние исследования показывают, что американские институты, занимающиеся исследованиями в области точных наук, теперь отдают предпочтение женщинам. Квалифицированные женщины, подающие заявку на эти позиции, имеют больше шансов на собеседование и получение предложения, чем кандидаты-мужчины. Экспериментальная симуляция найма на работу специалистов по точным наукам показала аналогичные результаты.
Почему причиной не может быть и биология и воспитание?
Многие знатоки совершают ошибку, предполагая, что есть научные доказательства в пользу социокультурных причин недостатка женщин в технической сфере, недооценивая при этом биологические причины, и наоборот. Эти предположения слишком упрощают ситуацию, потому что даже самое сложное человеческое поведение всегда отражает смесь природных качеств и воспитания.
Далее диалог компрометируется, поскольку дебаты переходят в область политики. Сегодня обоснование с точки зрения социокультурных причин кажется более прогрессивным и политкорректным, тогда как обоснование с точки зрения биологических причин выглядит более консервативным и реакционным. Идеологические войны отвлекают от решения проблемы, заключающейся в том, какие изменения организационной практики и культуры могут способствовать включению женщин в сферу технологий и в научную сферу в принципе.
Политизация таких споров угрожает научному прогрессу и не помогает ответить на вопрос, как должна выглядеть справедливая и разнообразная организация, и как ее создать. К сожалению, благие усилия организаций, направленные на продвижение разнообразия и инклюзивности могут быть неэффективными, зачастую из-за того, что они являются принудительными и ограничивающими автономию менеджеров. Гнев в манифесте Джеймса Дэймора (James Damore) предполагал, что Google мог рассмотреть инициативы как разнообразить компании.
В любом случае, ни природные, ни воспитательные причины не могут полностью быть повинны в малом количестве женщин на технических должностях. Связная и открытая позиция признает возможность и тех и других влияний на карьерные интересы и компетентность женщин.
Вне зависимости от того, являются ли причиной недостатка женщин на технических специальностях природные качества или воспитание, люди должны следить за тем, чтобы не иметь предрассудков. Есть смысл рассматривать людей обоих полов в совокупности всех их интересов и способностей. Конечно, относиться к ним как к личностям, не на основании стереотипов, сложно, поскольку стереотипы прививаются очень быстро. Однако достижение этой цели будет способствовать продвижению равенства и разнообразия в технической сфере и других секторах экономики.