2017 год музей объявил годом русского стиля и 18 октября открыл новую постоянную экспозицию » Русский стиль. От историзма к модерну».
К стилю модерн отношение всегда было особое — им либо восхищаются и превозносят, либо отвергают или не признают вовсе. Ну это дело вкуса, о котором, как известно, не спорят. Одно можно сказать наверняка — равнодушных и безразличных в оценке модерна не бывает. В России стиль модерн наиболее ярко проявился в архитектуре, меняя городское пространство, придавая ему налет романтики и загадочности. Достаточно вспомнить фамилию Шехтель и перед глазами сразу возникают его выдающиеся особняки Саввы Морозова, Рябушинского, здание Ярославского вокзала.
Новая экспозиция музея развернута в трех залах главного дома — усадьбы Остерманов. Здесь показано становление и развитие Русского стиля в декоративно-прикладном искусстве в период с 1830-х по начало 1900-х гг. Яркость, колорит и причудливая красота экспонатов, (от некоторых просто глаз не оторвать, хочется разглядеть каждый узор, деталь, рисунок) дополняется высокопрофессиональной подачей материала.
Ведь задача не совсем простая — представить композицию так, чтобы каждый посетитель смог увидеть и проследить как зарождался, становился и развивался такой необычный национальный стиль — русский модерн. Откуда он появился, где истоки, где художники и мастера черпали вдохновение, заряжались фантазией.
Русский стиль в декоративно-прикладном искусстве подразделяется на несколько этапов — от периода историзма, получившего название русско-византийский (1830-1870), до неорусского стиля (1880-1900) — существенной грани русского модерна.
Для историзма характерно заимствование мотивов и художественных приемов из народного и древнерусского искусства. Это, например, использование орнаментов старинных рукописей и крестьянской вышивки на фарфоре, стекле, дереве, или изготовлении предметов мебели в форме домашней утвари — топора, конской упряжи, балалайки.
Более позднему периоду, национально-романтическому, свойственна художественная переработка изобразительного языка, форм и мотивов народного творчества. Сюжеты в керамических изделиях уже не примитивные, а непременно сказочные или былинные, растительный орнамент в текстильных изделиях причудливый, мебельная резьба — не с гусями-лебедями, а с птицей-феникс заморской, драконом с орлиными крыльями, круглыми, как шар рыбами. В экспозиции музея на Делегатской экспонаты так удачно скомпонованы что, переходя из зала в зал, начинаешь хорошо прослеживать особенности и поступательное движение стиля во времени.
Замечательно, что в фойе при входе на выставку расположено красочное панно во всю стену, дающее общую, схематично отображенную картину русского модерна — этапы и ключевые фигуры, сыгравшие большую роль в его развитии, популярные объединения художников, наиболее известные образцы их творчества, а также западноевропейские направления — юнгельстиль, сецессион, арт нуво.
Безусловно, модерн в России не был обособлен от ему подобных течений в искусстве Европы того времени, и все же он уникален и самобытен, не даром один из ярких примеров русского стиля — Русские сезоны Дягилева имели грандиозный успех у европейской публики.
Одной из значимых фигур эпохи модерна в декоративно-прикладном искусстве по праву считается княгиня Тенишева, организовавшая в начале 1890-х художественные мастерские в своем имении Талашкино. Среди авторов запомнился Малютин и его шкатулки, Зиновьев с серией рамок для фотографий с совершенно невообразимыми сказочными животными и выполненная по его же рисунку скатерть, с вышитой на ней птицей невиданной.
С 1878 года по 1893 год существовал знаменитый Абрамцевский художественный кружок, организованный Саввой Мамонтовым, в который входили такие именитые художники, как братья Васнецовы, Василий и Елена Поленовы, Константин Коровин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Михаил Нестеров. Все они — представители национально-романтического стиля с неуемной фантазией и неповторимой художественной выразительностью.
Работы Абрамцевской столярно-резчицкой мастерской — уникальные произведения искусства с пластичными, растительными элементами, выполненными в необычной технике резьбы по дереву — трехгранно-выемчатой. В этой технике изготовлены предметы мебели по эскизам Елены Поленовой, успешно творившей в неорусском стиле. Отдельного внимания заслуживает гобелен «Царь Салтан» — эта единственная работа М. Врубеля в технике ткачества.
На выставке также представлена театральная деятельность абрамцевского кружка — эскизы декораций к спектаклям «Снегурочка», «Русалка» В.М. Васнецова. И настоящий шедевр экспозиции — знаменитый камин » Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича», спроектированный М. Врубелем и сделанный в Абрамцевской керамической мастерской.
Особенность данного камина (см. изображение) в том, что он состоит не из традиционных и одинаковых по размеру плиток, а из изразцов разной формы, соответствующих каждому рисунку изображения. Это только усиливает неповторимую врубелевскую манеру. Удивительные краски, металлические переливы цветных глазурей, необычное композиционное решение делают камин похожим на драгоценную мозаику. На Всемирной выставке 1900 года в Париже за свою работу Михаил Врубель получил золотую медаль и высокое признание.
Новая экспозиция русского модерна в музее на Делегатской яркая и сочная — как раз то, что нужно в Москве пасмурной осенней порой!
Автор: обозреватель Анна Виноградова