Для того, чтобы спокойно слушать новый материал Лагутенко и Ко, нужно абстрагироваться от их шедевральных «Морская» и «Икра», прочно и на долгие годы безвылазно засевших в голове. Для меня те альбомы были точкой отчета возвращения русского рока вместе с массовым интересом к нему.
С тех пор воды много утекло, да и сама группа уже неоднократно поменялась, выпустив десяток успешных и не очень успешных альбомов. Без лишней скромности, «Мумий Тролль» можно назвать если не самой влиятельной российской рок-группой последних пятнадцати лет, то одной из таковых. Я все же с большим уважением я отношусь к «Сплину», вот только, в отличие от «Мумий Тролля», ранние альбомы брутального Васильева (до «Гранатового альбома») на меня наводят тоску. Старых же «троллей» я могу слушать подолгу, особенно альбом «Новая луна апреля». Особый шарм группе придавал и придает не только ее ориентированность на британскую музыку всех расцветок, вкусов и мастей, но и легкоузнаваемый голос ее лидера, а так же характерный стиль написания песен:
Да-да, давай, ага, пора
Пара-рира-рара…
Что за палево и что за мура?
Где мы? Пара-рара…
Строчки из «Медленные танцы» по Лагутенко в тягучей, неподражаемой и не изменяющей слогу автора песне. Конечно, слог во многом бредовый, так сказать, повод шутить о таких песнях Петросяну в «Смехопанораме», мол, какие песни пошли, не то, что в наше время, когда текстами заправляли А. Пахмутова и Н. Добронравов. Но Лагутенко все чаще пишет песни для фона, для того, чтобы слушать их в дороге – в метро или в машине, не обременяя себя поисками в них глубокого смысла. Большинство этих песен написаны, чтобы просто заполнить тишину. В этих песнях не нужно искать смысл или каких-то скрытых посланий, потому что их здесь нет. Здесь все одно сплошное ремесленничество. Из четырнадцати песен – семь выдвинуты в качестве синглов, что говорит о вере музыкантов в свои силы.
Что ж, это их право. Звучит все вроде бы и модно, отвечает тенденциям, но уже как-то не слишком притягивает. То есть группа вроде бы дает слушателю именно то, что слушатель от нее ждет, особенно песни типа «Молния» и «Куклы», но все равно уже совсем не то получается на выходе. Во многом все это звучит по-корпоративному – частой среде обитания автора и, видимо, среда эта сильно влияет на него. Группа просто работает и зарабатывает, «пипл хавает», концерты посещаются, пьяные люди на корпоративах танцуют.
В одной из песен Лагутенко задает вопрос: «Кто будет спасать рок-н-ролл?». И скорей всего не зря, ведь «Мумий Тролль» рок-н-ролл уже не спасут, даже если от этого будет зависеть их жизнь. Но, я искренне надеюсь и верю, что будущие спасители жанра обязательно услышат эту песню и рок-н-ролл все-таки спасут…в свое время.