«Оно» — это не только один из самых больших романов Стивена Кинга, но и абсолютно культовый образ клоуна убийцы Пеннивайза, позаимствованный из образа Джона Гейси – реального «клоуна-убицы», на совести которого 33 жертвы – одного из самых жестоких маньяков в американской истории преступлений.
Картина с Тимом Карри в роли клоуна-убийцы, вышедшая в 1990-м стала культовой, и до сих пор является одной из лучших экранизаций Кинга. И если Карри сам по себе обладает довольно жуткой внешностью, то новый Пеннивайз Билл Скарсгард в жизни абсолютно обаятельный молодой человек. Но картина, как и книга, не о Гейси, и не о клоунах вообще. Картина о детских страхах, воплощённых в реальность.
Роман Кинга изначально был о «нелюбви», как и последняя картина Звягинцева. Ведь именно равнодушие и жестокость жителей Дерри приводит к тому, что ужас, терроризирующий с помощью детских страхов, становится реальностью. И в отличие от первой телевизионной картины, в новом фильме присутствует та самая «жесть», которая всколыхнула умы читавших роман Кинга до просмотра экранизации. В первом же популярном моменте, когда ребенок заглядывает в дождевой сток в поисках заплывшего туда бумажного кораблика, Пеннивайз не просто хватает его за руку, он откусывает ему ее. И ребенок, с окровавленной культей, пытается спастись. Я бы сказал, что это почти запрещенный прием. Сколько вообще вы видел фильмов, где на экране калечили маленьких детей, отрывали им конечности или показывали их истекающими кровью? Уверен, вы едва ли вспомните хотя бы один. Фильм не опускается до уровня кровавого трэша, но некоторые его эпизоды просто-таки шокируют своей прямолинейностью.
Безусловно, в фильме есть целый ряд отклонений от сюжетной линии книги. Есть и довольно большие различия между двумя картинами: если у Карри Пеннивайз в чем-то был тем самым Гейси, то клоун Скарсгарда в прямом смысле демон. Хотя то самое Оно, как обещал автор, вернулось к нам через 27 лет. И пока что новая картина никого не оставляет равнодушным. Даже клоуны петербургского театра «Комик-трест» вышли на пикет с плакатами «мы не Оно», требуя запретить прокат порочащего образ клоунов фильма в России, стараясь напомнить прохожим о том, что клоуны, это прежде всего, веселье и детский смех. Но лично мне лет в 7 как-то было не до смеха, когда я смотрел еще по ламповому телевизору знаменитый номер «асисяй» Полунина. Уже тогда он мне казался тем самым Пеннивайзом. Так что, простите, клоуны далеко не всегда веселье для ребенка, и в самом худшем случае, они еще и Джоны Гейси. Ну а перед вами один из лучших хорроров последнего десятилетия. Обязательно посмотрите, оно того стоит!