«Большой» — это сказ про малолетнюю хабалистую балерину, которая по закону жанра из гадкой деревенщины превратится в лебедя, поражающего пластикой и грациозностью.
За перевоспитание будущей примы Большого сначала берется наставница (Алиса Фрейндлих), страдающая провалами памяти, а затем эстафету перенимает бывший балетный танцор (Николя Ле Риш). Еще тут есть присутствующий для мебели пропойца (Александр Домогаров), сильно переживающий за молодой талант из провинции, который на остаток дней ставит номера стриптизершам в ночном клубе Шахтинска, откуда родом наша главная героиня. Но к ее незаурядным способностям добавляются обвинения в воровстве, с последующим отчислением, а потом она возвращается, чтобы в будущем покорить театр своим большим талантом.
И хотя фильм о нелегкой судьбе восходящей балерины, переживать за героиню не возникает желания совсем. Тодоровский снимает фильмы разные и через раз удачные. Пожалуй, наибольший успех у зрителя имели «Стиляги», которые хоть и не соответствовали реальности, но были светлыми и ностальгическими. Затем он впустил спорный, но понравившийся многим сериал «Оттепель» и опять же с более яркой реальностью, чем она была на самом деле. За это его очень много критиковали, но в тех красках передавалось новое, после сталинское время, когда молодежь могла мечтать, строить смелые планы и подражать своим, по большому счету мифическим, западным героям.
«Большой» же получился очень странным. От картины ни холодно, и не жарко. Если Аронофски своим фильмом о балете держал зрителя на одном дыхании, то здесь устаешь наблюдать за часто сменяющимися линиями. Кроме того, местами картина выглядит абсолютно фальшиво. Например, реакция героини на боль, когда герой Домогарова выставляет ей первую позицию. Или перевод в почтовом отделении родителям денег в долларах! Почта делает перевод из отделения только в национальной валюте, потому что не осуществляет на месте обмена валют и конверсию, как банк. Это не уровень Тодоровского. Картину от примитивизма спасают только две актрисы — Алиса Фрейндлих и Валентина Теличкина.
С одной стороны «Большой» все-таки заслуживает внимания зрителя, ведь это не абсурдные гэги Крыжовникова, к сожалению, стабильно собирающие кассу, а фильм признанного мастера. Да вот только ожидания и надежды абсолютно не оправданы. После просмотра хочется взять балетную пачку и высморкаться в нее.