Примерно 8 лет назад FODG, которого также называли 4JL или Фоджей, был самым перспективным и ярким молодым рэпером на евангельской сцене. Кроме того, он состоял в объединении Gospel People – единственной русскоязычной христианской рэп-группе, клипы которой можно было увидеть на RAP.RU, а позже и на The-Flow.ru (с клипом «Гаспел в массы») – двух самых популярных и читаемый русскоязычный СМИ о рэп и хип-хоп культуре.
За последние год FODG выпустил мини-альбом G.Zus и дюжину синглов, принял участие в записи совместного трека с Imprintband, выступил на масштабной московской конференции «ЮС17», а также засветился в вышеупомянутом сингле «Госпел в массы», записанном при участии Gospel People, Tim-J, Drew и Р3ЙМ4Н (Рэйман) – лучших представителей русскоязычной евангельской рэп/хип-хоп сцены.
Мы поговорили с Фоджем о творчестве, личном, Gospel People и рэпе вообще.
Ты переехал из Киева в Москву несколько лет назад. Как переезд повлиял на твое в творчество — ты продвинулся вперед или сбавил обороты?
Москва это кофемолка, которая проверяет тебя на «калибр». Бывают времена, когда ты на творческом подъеме, а бывает, когда ты на «творческом дне», когда не можешь писать и сочинять. Но надо понимать, что такие происшествия – только одна глава, а не вся книга, и именно так проверяется наше дело, наше ремесло. В момент творческого упадка важно никого не винить и не заниматься самобичеванием, а, наоборот, собраться и взять себя в руки. В конце концов, найти свой храм, уединиться и поговорить с Богом.
Я отношусь серьезно к музыке. Студия — это часть моей биографии.
Перед тем как написать трек, я уже слышу, как он должен звучать. Я пишу один. Закрываюсь, врубаю музыку на полную и на «китайском» начинаю выталкивать несуразные словосочетания. Чаще, люблю записываться один. Тогда я могу раскрепоститься, зачитать в манере, которой вижу и хочу слышать. Люблю процесс осуществления своей идеи. Когда ухожу со студии, чувствую себя полноценно и радуюсь. Такие же эмоции испытываю после выступления. Я рад, потому что смог воплотить одну из Божьих идей, которую он передал мне по «небесному вай фаю».
Почему ты несколько лет назад покинул Gospel People? Причиной стал именно переезд, или возник конфликт между вами?
Когда я переехал в Москву, мой конфликт с группой продолжался еще около года или больше. Между нами возникли разногласия, но говорить я буду только за себя. Мой «аттестат» небезупречен. Я на тот момент хотел существовать «герметично» от христианского мира музыки. Инстинкты твердили мне, чтобы нужно быть благоразумнее, но если разобраться, я не был рожден идеальным, я был рожден настоящим.
Но это было давно и все неурядицы мы между собой решили. Сейчас мы вместе выступаем, пишем песни и отлично общаемся с парнями — Chef’oм, Маком и DJ Jorik’ом.
Русскоязычный рэп сегодня переживает невероятный подъем, новые имена появляются если не каждый день, то каждую неделю. Кажется, жанр переживает такой же ренессанс, какой переживал русский рок в 80-х в Перестройку. В связи с этим возникает вопрос: это ли не лучшее время для христианских рэп-исполнителей заявить о себе на светской сцене?
Я скажу так: в какой-то мере я горжусь хип-хопом, а в какой-то мере меня жанр очень разочаровывает. Часто наблюдаю тотальную деградацию, когда слепой ведет слепого, только ради славы и денег. А твой вопрос: «не лучшее время для христианских рэп-исполнителей заявить о себе на светской сцене?» звучит так, как будто это цель христианских рэперов.
Мне кажется, нужно работать над собой и становиться более профессиональным артистом, чтобы показать верующим людям, что есть другой уровень, есть что-то больше и для тебя уже мало того, что было прежде. Показать, что твой профессионализм настолько зашкаливает, что для тебя уже тесно в христианской музыке и для тебя мало той аудитории.
Вся эта коммерческая музыка, которую вы слушаете, грабит людей. Их цель ограбить вас. Все эти песни «мемы», все эти созданные вирус-проекты, которые делаются только ради денег — чистой воды грабеж. Я слышу это в их музыке. Их музыка пустая. Как только трек включается — я слышу, как они хотят ограбить меня. Они хотят забрать мою душу и мои деньги. Поэтому, я не особо слушаю их. А в своем творчестве я стараюсь убедить слушателя своим нутром.
То есть ты сам себя относишь к «гаспел культуре»?
Когда я выхожу на сцену, я несу свою энергию, свой запал. Я стараюсь каждый раз выступать, как в последний раз. Я пытаюсь убедить людей в том, что все будет классно, дать им надежду, что не нужно принимать близко к сердцу проблемы которые вокруг нас. Не нужно волноваться чрезмерно о деньгах, потому что деньги сами найдут тебя, когда ты найдешь себя и будешь заниматься самообразованием. Я думаю, что многие люди боятся себя. Они думают, что их цель только работать и зарабатывать. И они боятся понять, кто они на самом деле.
Моя идея заключается в том, чтобы понять, кто ты на самом деле и исполнить свое призвание. Быть в своей теме, это самое лучшее, что ты можешь сделать в жизни. Смысл жизни – понять, кто ты и постараться выполнить предназначение. Я хочу дать людям возможность почувствовать себя свободными. Не хочу, чтобы они сходили с ума. Хотя нет – можете сходить сума на моем концерте, но услышьте мою идею, и не забывайте о ней. Возвращаясь после концерта в свой мир — помните, о чем я говорил на концерте. Моя музыка — это своего рода образование.
Лет 7 назад клип на ваш совместный с Gospel People (тогда GP Ministry) трек «Протест» имел очень большую популярность (12 млн. просмотров на youtube). С одной стороны, роль сыграл банальный «кликбейт» (видео было названо «Этот клип запретили на всех каналах…», а после 12 млн. просмотров клип был удален с хостинга — ред.), с другой, ситуацию подогрели «Болотная площадь» и меняющиеся настроения в Киеве. Но после этого ни ты, ни группа открытых протестных вещей не делали. Ты сторонник говорить о политике и наболевших вещах?
Меня мало волнует политика. Признаюсь, я вообще в ней не разбираюсь. Мое восприятие политики атрофировано еще с детства. Я вижу в политике лишь то, что там постоянно делят деньги и обманывают людей. Я вижу, что там крутится все вокруг денег и те, кто высоко, постоянно хотят этих денег.
Но в моем мире политики вообще не существует. Я по-другому живу и по-другому отношусь к деньгам. Кроме того, 1000 рублей для разных людей не одно и то же. Пока я знаю свою цену деньгам, меня не волнует экономика или политика.
Когда я был маленьким, наблюдая как интерес к политике отравляет моего отца, я себе поставил установку: «политика не должна влиять на меня и на мое сознание».
Твоя формула успешного рэп-исполнителя для начинающих?
50% успеха зависят от того, как ты выглядишь. 30% успеха зависят от того, как ты умеешь общаться с людьми. И только 20% от того, что ты говоришь в своем творчестве сам.
Я не считаю, что успех зависит только от финансовой составляющей. Успех, это быть довольным своей жизнью, когда деньги есть и когда их нет. Мое понятие «успех» никак не связано с деньгами. Конечно, когда денег нет совсем – это плохо. Но настоящий успех, быть свободным и наслаждаться своей свободой. Быть в своем призвании и получать любовь и полноту.
Мое самое большое достижение в жизни – это моя любимая семья.
Важно найти себя, и развиваться в том, что ты избрал. И иметь баланс между призванием (творчеством) и семьей, потому что это твои самые близкие люди. Вот такого успеха я бы и пожелал начинающим рэп-исполнителям.
Полноформатный альбом от тебя не слышали давно. Будешь ли ты работать с полным форматом или все-таки предпочитаешь теперь разовые синглы?
Я еще не начинал, это разогрев. Планирую альбом на текущий год. Меня удивляет, когда слыша мои новые треки, люди говорят: «Фоджей уже не тот, что был 7-8лет назад». Конечно я не тот, я расту. У меня с тех давних лет поменялись ценности, мысли и взгляды. Я больше пережил, больше узнал о людях. Появилось больше опыта.
Я делаю свою музыку, чтобы тренировать, учить людей. Чтобы они получили духовное образование. У меня свои ценности и мораль. И у всех тех людей у которых есть чувство ценностей и моралей — чувствуют мою музыку. Это объединяет нас. Те же люди, у которых несостыковки с тем, что я говорю, меня не слушают, и я их не заставляю.
Я говорю о том, что внутри меня. И я знаю, что есть те, кто понимают, о чем я говорю и разделяют мои взгляды.
Сколько ты еще отмеришь такого «хайпового» времени для рэпа? Он достиг своей пиковой точки, или жанр только взял разгон?
Рэп только разогнался, и жанру есть куда расти. Но я же из 90-х, поэтому я жду возвращения рок, nu-metal и punk музыки, потому что мне это близко.