В мае 1940 не готовые противостоять натиску нацистов британская и французская армии были эвакуированы из портового города Дюнкерк. Эта эвакуация стала одним из самых больших бегств двух армий от наступления команд вермахта. И именно после этого отступления Черчилль провозгласил в Палате Общин свои знаменитые тезисы: «Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах…». Фильм «Дюнкерк» о том, как война сначала была проиграна.
Нолан абсолютно верен себе. Его очередная картина имеет неописуемую красоту, а полу-артхаузное повествование, каким-то магическим образом опять не дает зрителю отвести лицо от экрана. Его «Дюнкеркская операция» не пестрит героизмом и пафосом, потому что это была трагедия. Пусть и меньшая, но все же трагедия для Европы, какой был для нас «Сталинград», события которого Бондарчук младший, в неудержимом желании «попилить», так и не смог перенести на экран, превратив самые кровавые события в истории воин в клип группы «Белый Орел».
Нолан же чувствует и понимает, что он делает. Здесь все механизмы работают исправно и нет ни одного лишнего кадра. При очень большом количестве актеров и статистов (а речь все-таки идет о эвакуации почти 350 000 человек) в фильме нарочито не нашлось места большим звездам. Из узнаваемых присутствуют только Кеннет Брана, Киллиан Мерфи и Марк Райлэнс, и все они не передовые и не коммерческие актеры мирового кинематографа. Реальная звезда экрана здесь всего лишь в количестве одной штуки, и этот лик скрывается под летной маской практически на протяжении всего экранного времени. Речь о Томе Харди.
Успех «Интерстеллара» и «Начала» новой картине мастера едва ли светит, потому что третий раз войти в реку невероятного везения, когда публика понимает довольно сложные по повествованию ленты, невозможно. Но, если это все-таки произойдет, можно смело сказать, что в творчество режиссера каждый раз вмешивается Божье провидение. «Дюнкерк» это не героический «Спасение рядового Райна» и не пафосный «Ярость», в котором три танкиста уничтожили всю армию вермахта, усом не поведя. «Дюнкерк» это фильм о страхе за себя, когда жизнь висит на волоске. Этот фильм естественный, и, скорей всего, самый важный в нынешнем году.