«Ида» — роуд-муви, уже включенный критиками всего мира в условные и реальные «10-ки лучших фильмов 2014 года», по мнению большинства, составит основную конкуренцию «Левиафану» Андрея Звягинцева на церемонии вручения главной кинопремии мира. Давайте рассмотрим этот фильм и постараемся взвесить его реальные шансы на победу.
— А что, если ты поедешь туда, и окажется, что Бога нет?
— Бог есть везде.
Фильм рассказывает историю воспитанной в приюте молодой монашки по имени Ида, родители которой были евреями, расстрелянными в период оккупации Польши, о чем ей сообщает её тетя Ванда. Ида отправляется на поиски безымянных могил своих родителей, постепенно открывая новые тайны, связанные с ее семьей.
Если вы не в курсе, то слово «жид» — «евреи» («иудей») звучит почти одинаково по-польски, по-словацки и по-чешски. Поэтому, когда слышишь в оригинале «жид», испытываешь некий дискомфорт. Но в нашем переводе почему-то решили переводить дословно – «евреечка» — «жидовочка». Но оставим этот момент на совести переводчиков.
Своего советского прошлого поляки стесняются и не любят о нем говорить, а если и говорят, то с укором, мол, это все русские оккупанты виноваты. Но в своем тогдашнем советском прошлом они принимали непосредственное участие, вот только признавать этот факт они не желают. Что долгие годы является причиной противостояния и колких взаимоотношений между современной Польшей и Россией. Обе страны любят забрасывать друг друга взаимными обвинениями, где каждая из сторон 50/50 права и неправа. В любом случае, советское прошлое, каким бы оно ни было, остается прошлым. Мне попадались «ругатели» фильма за все вышеперечисленное, но при этом стоит обратить внимание на то, что свой первый полнометражный художественный фильм «Стрингер» режиссер Павел Павликовский снял с Сергеем Бодровым и Владимиром Ильиным в главных ролях. Так что глупейшие обвинения фильма и режиссера в «русофобстве» абсолютно мимо кассы и притянуты за уши.
Фильм получился по-настоящему европейским, с серьезным упором на операторскую работу: черно-белое кино с минимумом диалогов, окунувшееся в успокаивающую осеннюю атмосферу. Бутафорские улицы Польши 60-х напоминают Одессу из «12 стульев». Польские деревни едва отличаются от российских глубинок – разбитые дороги с наполненными дождевой водой канавами и все такие же серые дощатые домишки. Но в то же время здесь есть и впечатляющие своим величием старые костелы, которыми Польша на весь мир славится. По общей картинке фильм весьма близок к гениальному «Более странно, чем в раю» Джима Джармуша.
Снята эта картина весьма притягательно, на кинотеатры не рассчитана, а скорее предназначена для частного просмотра в гордом одиночестве. Но каковы шансы «Иды» на премию «Оскар»? Уверен, что фильм не идет ни в какое сравнение с масштабным и внушительным «Левиафаном» и вряд ли может составить ему серьезную конкуренцию. Я не умаляю заслуг Павликовского, но картине Звягинцева «Ида» не ровня. Это только некоторые особо деятельные депутаты уверены, что «Левиафан» — кино слабое и на «Оскар» неспособное.
Оба фильма драматичны, оба имеют глубину и трагедию в центре, но в плане воздействия на зрителя «Ида» уступает и уступает довольно сильно. Фильм рассчитан больше на европейские независимые фестивали, где таким фильмам охотно раздают все подряд. Но «Оскар» фильм получит только при мистическом стечении обстоятельств.