Мы окружены и погружены в приложения и устройства, которые потихоньку уменьшают количество значимого взаимодействия людей между собой.
У меня есть теория о том, что недавние технологические преобразования и инновации последние десять лет преследуют негласную глобальную цель — создать мир с меньшим количеством человеческого взаимодействия. Эта тенденция, похоже, не баг, а свойство системы. Нам может казаться, что Amazon просто пытается дать нам доступ к книгам, которые нельзя найти в местных магазинах, и так оно и есть — это гениальная идея, однако возможно корпорация также стремится упразднить человеческое взаимодействие.
Потребительские технологии, о которых я говорю, не заявляют и не признают того, что упразднение необходимости прямого контакта с другими людьми — это их основная цель, однако такой результат получается в удивительно большом количестве случаев. Это наводит на мысль о том, что это все же и есть основная цель, даже если ее не ставили осознанно. Доказательства делают подобное заключение неизбежным.
В таком случае, это становится новой нормой. Большинство новостей о технологиях, которыми нас закидывают, касаются алгоритмов, искусственного интеллекта, роботов и беспилотных автомобилей, что вполне подгоняется под рассматриваемую схему. Я не говорю, что подобные изобретения бесполезны и неудобны, я их не осуждаю. Я просто хочу отметить общую тенденцию и задать вопрос: если мы это осознаем, понимаем ли мы, что это лишь одна из множества траекторий развития. Есть и другие возможные пути, по которым мы можем пойти, и тот, на котором мы сейчас находимся, — не единственный и не неизбежный. Мы его выбрали, возможно, неосознанно.
Я осознаю, что мои предположения выглядят дико и обобщенно, однако признаю, что я нахожусь, или ранее находился, на стороне тех, кто имел неосознанное желание ограничить человеческое взаимодействие. Я рос счастливым, и все же многие виды социального взаимодействия были для меня весьма некомфортными. Я часто задавался вопросом, есть ли какие-то правила, о которых мне не сообщили, правила, которые бы мне все объяснили. Мне все еще продолжают «объяснять» некоторые тонкости человеческого общения. Я люблю часто ходить в ресторан в одиночестве, чтобы поесть и почитать. Постоянно это делать не хочется, однако мне не в тягость, хотя иногда я ловлю на себе жалеющие взгляды: «Бедняга, у него совсем нет друзей». Поэтому я полагаю, что имею некоторое представление о том, откуда может идти это невыраженное явно стремление.
Инженерный ум часто воспринимает человеческое взаимодействие как сложное, неэффективное, шумное и медленное. Отчасти, чтобы сделать что-то «слаженным», необходимо убрать человеческий элемент. Однако дело не в том, что мир, соответствующий такому мировоззрению плох, а в том, что когда у кого-то такая власть над остальным миром, как у технологической сферы над людьми, возможно, не разделяющими эту точку зрения, возникает риск странного дисбаланса. Мир технологий в основном состоит из мужчин, по большей части. Тестостерон в сочетании с желанием максимально упразднить необходимость взаимодействия с реальными людьми ради «простоты и эффективности» — просто сложите два плюс два, и получите возможное будущее.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
Вот несколько примеров того, как довольно распространенные потребительские технологии позволяют сократить человеческое взаимодействие.
Онлайн-заказы и доставка на дом: заказы в интернете — это очень удобно. Amazon, FreshDirect, Instacart, и так далее, не просто упразднили общение с продавцами в книжных магазинах и в очередях на кассу — они полностью убрали человеческое взаимодействие из этих процессов, запретив (часто за деньги) оставлять даже онлайн-рекомендации.
Цифровая музыка: загрузка и трансляция — нет физических магазинов, и конечно нет чванливых всезнаек-клерков, с которыми нужно иметь дело. Некоторые сервисы предлагают алгоритмические рекомендации, поэтому вам даже не нужно обсуждать музыку с друзьями, чтобы узнать об их предпочтениях. Сервис знает, что им нравится, поэтому вы тоже можете получить эту информацию даже не разговаривая с ними. Насколько это упразднило роль музыки как социального клея и смазки?
Приложения по вызову такси: минимальное взаимодействие — не нужно говорить водителю адрес или предпочитаемый маршрут, или вообще как-либо взаимодействовать, если пассажир этого не хочет.
Беспилотные автомобили: в каком-то смысле, если вы гуляете с друзьями, отсутствие необходимости садиться за руль означает, что у вас больше времени на разговор. Или выпивку. Очень мило. Однако беспилотные технологии также нацелены на упразднение таксистов, водителей грузовиков, доставщиков и многих других. Сокращение человеческого элемента в этой сфере имеет огромное преимущество — теоретически, машины водят гораздо безопаснее людей, поэтому будет меньше аварий и несчастных случаев. Минусы — массовая потеря рабочих мест. Однако это уже другой вопрос. Я здесь вижу последовательную схему «упразднения человека».
Автоматизированные кассы: Eatsa — это новая версия Automat, некогда популярного «ресторана» без обслуживающего персонала. Местные кафе обучают своих сотрудников помогать клиентам использовать автоматизированные кассы, которые должны их заменить. В то же время, они обучают клиентов выполнять работу кассиров.
Компания Amazon тестировала магазины, даже бакалейные лавки, с помощью автоматизированного шоппинга. Она назвала это Amazon Go. Идея состоит в том, что сенсоры знают, что вы взяли. Вы можете просто выйти из магазина с покупками, счет за которые потом придет вам без всякого человеческого контакта.
ИИ: искусственный интеллект часто (хотя и не всегда) лучше принимает решения, чем человек. В некоторых сферах это вполне ожидаемо. Например, ИИ предлагает самый быстрый маршрут по карте, принимая в расчет скорость движения и расстояние, тогда как мы, люди, имеем тенденцию идти по проверенному пути. Однако открываются некоторые не столь очевидные сферы, где ИИ справляется лучше людей. К примеру, компьютеры все лучше начинают обнаруживать меланомы, чем многие врачи. Рутинную юридическую работу скоро тоже будут выполнять программы, а финансовые расчеты уже выполняют машины.
Рабочая сила из роботов: фабрики все больше сокращают человеческий персонал, что означает отсутствие необходимости иметь дело с людьми, проблемами переработок и болезнями. Использование роботов помогает работодателям избежать мороки с профсоюзами, здравоохранением, социальным страхованием, налогами на лечение и выплатой пособий по безработице.
Персональные помощники: учитывая постоянное совершенствование технологии распознавания речи, теперь можно просто разговаривать с машиной, такой как Google Home или Amazon Echo, вместо человека. Рассказывают много забавных историй о том, как ведут себя баги в программе. Ребенок говорит: «Алекса, я хочу кукольный домик»… и, пожалуйста, родители обнаруживают в своей онлайн-корзине эту игрушку.
Большие данные: улучшения и инновации в области переработки обширного количества информации означают возможность распознавать тенденции нашего поведения, которые ранее были незаметны. Данные являются объективными источниками, поэтому мы им больше доверяем, и может, вскоре мы начнем доверять выводам этой переработки данных больше, чем самим себе, нашим коллегам и друзьям.
Видео игры (и виртуальная реальность): да, есть интерактивные онлайн-игры. Однако большинство игр предполагает нахождение в комнате одного человека, погруженного в процесс. Все взаимодействие осуществляется в виртуальном пространстве.
Автоматизированная скоростная закупка и продажа: машины перерабатывают огромное количество информации, могут быстро отмечать тренды и паттерны, и действовать в соответствии с этим быстрее любого человека.
MOOCS: Онлайн-образование без прямого контакта с учителем.
«Социальные» сети: это социальное взаимодействие, которое на самом деле не особо социальное. Тогда как Facebook и другие сети часто заявляют о том, что предлагают общение, на самом деле они предлагают лишь его видимость. Факт в том, что большая часть социальных сетей — это симуляция реальной связи.
КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ СОКРАЩЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ?
Минимизация взаимодействия в свою очередь имеет некоторые последствия — как хорошие, так и плохие. Внешние последствия эффективности, так сказать.
Для нас как для общества, сокращение контакта и взаимодействия, реального взаимодействия, похоже, приведет к сокращению толерантности и понимания различий, а также к большей зависти и антагонизму. Как было недавно доказано, социальные сети на самом деле увеличивают разделения, усугубляя эффект эхо и позволяя нам жить в когнитивных пузырях. Нас кормят тем, что мы уже любим или что любят наши друзья со схожими наклонностями (или, как сейчас более вероятно, тем, за что кто-то заплатил, чтобы мы это увидели в рекламе, имитирующей контент). Таким образом, мы на самом деле становимся менее соединенными с теми, кто находится в нашей группе.
Социальные сети также являются источником несчастья. Недавнее исследование, проведенное двумя социологами, Холли Шакья (Holly Shakya) из Университета Калифорнии в Сан-Диего и Николасом Христакисом (Nicholas Christakis) из Йельского университета показало, что чем больше люди используют Facebook, тем хуже у них впечатление о собственной жизни. Если эти технологии заявляют о том, что они нас объединяют, тогда конечно то, что по факту они нас разделяют и заставляют чувствовать грусть и зависть, является непреднамеренным эффектом.
Я не утверждаю, что многие из этих инструментов, приложений и других технологий не являются весьма удобными, умными и эффективными. Я сам многими пользуюсь. Однако в некотором роде они противоречат тому, кем мы являемся как человеческие существа.
Люди эволюционировали как социальные создания, и наша способность сотрудничать — один из самых главных факторов нашего успеха. Я могу поспорить, что социальное взаимодействие и сотрудничество — это то, что делает нас людьми, и технологические инструменты могут лишь дополнить это, а не заменить.
Когда взаимодействие превратится в странное и незнакомое действие, это будет означать, что мы изменили свою суть как вид. Часто наш разум убеждает нас, что большую часть общения с людьми можно сократить до серии логических решений, однако мы даже не осознаем, как много слоев и тонкостей присуще этому взаимодействию. Как говорят нам специалисты по поведению и экономике, человеческое поведение не всегда рационально, даже когда нам так кажется. А баейсовцы утверждают, что общение помогает нам пересмотреть картину того, что происходит на данный момент, и что случится дальше.
Я считаю, что опасность есть и для демократии. Уменьшение взаимодействия, даже случайного, означает что человек будет жить в племенном пузыре — и мы знаем, к чему это приводит.
ВОЗМОЖНО ЛИ, ЧТО СОКРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЖЕТ НАС СПАСТИ?
Люди являются капризными, хаотичными, эмоциональными, нерациональными и предвзятыми существами, что иногда может быть контрпродуктивно. Часто кажется, что наша способность принимать быстрые решения и эгоистичная природа приведут к нашему падению. Существует множество причин, почему устранение людей из уравнения во многих аспектах жизни может сказаться положительно.
Однако я полагаю, что, хотя различные нерациональные тенденции людей кажутся препятствиями, большая часть из них на самом деле способствует нашему благу. Основная часть нашей эмоциональной реакции сформировалась в результате тысяч лет эволюции, и она была направлена на то, чтобы разрешать ситуации наилучшим из возможных способом.
КТО МЫ ТАКИЕ?
Антонио Дамасио (Antonio Damasio), невролог из UCLA, написал работу о пациенте, которого он звал Эллиот. Этот человек повредил фронтальную долю мозга, что полностью лишило его эмоций. Во всех остальных отношениях он был умным и здоровым мужчиной, однако его эмоциональный уровень был как у зубочистки. Эллиот не мог принимать решения, поскольку бесконечно болтал о деталях. Из этого Дамасио пришел к выводу – мы думаем, что принятие решений является рациональным и машиноподобным процессом, но именно эмоции позволяют нам на самом деле принять решение.
Поскольку люди — существа немного непредсказуемые (по крайней мере до тех пор, пока алгоритм полностью не уберет эту иллюзию), мы получаем пользу от сюрпризов, счастливых случайностей, неожиданных связей и интуиции. Взаимодействие, сотрудничество и общение с другими людьми умножает эти возможности.
Люди — существа социальные, поэтому они получают пользу от того, что передают свои открытия.
В своей книге «Sapiens», Ювал Харари (Yuval Harari) заявляет, что именно это позволило нам быть успешными. Он также утверждает, что кооперация часто была основана на способности поверить в «фикции», такие как нации, деньги, религии и юридические институты. Машины не верят в фикции, по крайней мере, пока. Это не говорит о том, что они нас превзойдут, однако если машины разрабатывать так, чтобы они были в основном зациклены на себе, они могут уткнуться в тупик. А тем временем, если сокращение человеческого взаимодействия позволит нам забыть, что такое сотрудничество, мы можем потерять свое преимущество.
Случайные происшествия или странное поведение доставляют нам удовольствие от жизни. Интересно, что останется, когда человеческое общение будет сокращаться все больше и больше. Уберите человека из уравнения, и мы станем менее полноценными как люди и как общество.
«Мы» не существуем как изолированные личности. Мы как личности, являемся обитателями сетей, мы — это взаимоотношения. Именно таким образом мы процветаем и благоденствуем.
Источник: Technology Review