«Сельма» (город в Алабаме) — фильм о ненасильственной борьбе самого видного и известного на весь мир борца за права чернокожих пастора Мартина Лютера Кинга – человека, перевернувшего ход истории, ценой своей жизни победившего укоренившиеся в американском обществе расовые предрассудки.
Как ни крути, вклад Мартина Лютера Кинга в борьбу за права чернокожих неоценим. Национальная икона американского прогрессивизма – Мартин Лютер Кинг стал такой же яркой церковной фигурой XX века, как и Мать Тереза. И хотя сегодня в североамериканском обществе все еще существует барьер взаимной неприязни между черными и белыми, наглядный тому пример недавние столкновения в Фергюсоне и Балтиморе, но по предпосылкам они не идут ни в какое сравнение с сегрегацией, царившей на Юге США вплоть до конца 60-х годов прошлого века.
Картина режиссера независимого кино Авы Мари Дюверней прошла без шума и пыли, хотя удостоилась множества номинаций и кинопремий, включая «Оскар» за лучшую песню к фильму. Сам фильм получился довольно-таки камерным. Большая его часть происходит в помещениях – в кабинете президента США Линдона Джонсона, за церковной кафедрой, с высоты которой пастор Кинг обращается к прихожанам, в собственной квартире пастора Кинга. Динамики в фильме довольно мало, куда больше внимания уделяется устному изложению событий. Фильм смело критикует правительство США, в частности досталось весьма противоречивому историческому персонажу – легендарному директору ФБР и масону Джону Эдгару Гуверу, всеми доступными методами пытавшемуся закрыть рот назойливого баптистского проповедника. Немаловажным моментом фильма является еще и то, что в нем нет ожидаемого пафоса с карикатурными гримасами белых злых расистов и исключительно интеллигентными чернокожими. Даже сцена у здания суда куда более чем правдоподобна. Пожалуй, минусом является отсутствие объяснения прямых причин возникновения такого отношения к чернокожим, в, казалось бы, современной Америке, блюдущей права своих граждан. Но эта проблема уже столько раз поднималась и всплывала в кинокартинах, что зритель уже сам обо всем уведомлен или догадывается.
При бюджете в 20 млн долларов фильм собрал кассу в 60 млн – себя окупил, но коммерческой сенсацией не стал. Фильм, как и сама история, появлялся на свет многострадально, как в тяжелых родах. Пару лет назад проект покинули несколько известных актеров, включая Роберта Де Ниро, Хью Джекмана и Лиама Нисона, на смену которым пришли не менее яркие Тим Рот и Том Уилкинсон, отлично исполнившие роли губернатора Алабамы Джорджа Уоллеса и президента США Джонсона соответственно. Дэвид Ойелоуо (директор школы из «Интерстеллара») очень ответственно подошел к роли Мартина Лютера Кинга, хотя внешне не очень на него похож. В целом, удивительно, что картина о Мартине Лютере Кинге снята только сейчас.
У Мартина Лютера Кинга была мечта: «Я мечтаю, что придёт день, когда мои четверо детей будут жить в стране, где о оних будут судить не по цвету их кожи, а по тому, что они за люди». И эта мечта сбылась, но уже после того, как пастор был убит.