7 декабря в московском лютеранском соборе святых Петра и Павла пройдёт концерт «Золотой век немецкой музыки» — произведения для виолончели, камерного ансамбля и органа исполнят выдающиеся солисты-аутентисты из барочной капеллы «Золотой век».
Это один из концертов недавно начавшегося Первого международного рождественского фестиваля духовной музыки «Адвент». В изысканную программу вечера включены сонаты Баха для скрипки и цифрованного баса, его сюита для виолончели соло, Хроматическая фантазия и фуга ре минор в переложении Макса Регера, а также произведения Моцарта, любимого ученика Баха Иоганна Людвига Кребса и немецкого композитора и органиста начала XX века Зигфрида Карг-Элерта.
Фантазия фа минор для органа-часов Моцарта, которая будет исполняться на концерте, написана для механического инструмента, приводимого в действие специальным валиком и не требовавшего участия человека. Однако мыслит здесь Моцарт масштабами настоящего органа, а не механического. Это произведение было оценено по заслугам: оно «заслуживает одного из первых мест среди бессмертных шедевров», — писали критики. И, несмотря на «игрушечность» предполагаемого инструмента, исполнить его не так просто: ведь писалась оно для устройства, которое могло играть любые комбинации нот на любой скорости.
Жизнь Иоганна Людвига Кребса и Зигфрида Карг-Элерта связана с Лейпцигом. Этот город стал чем-то вроде мекки органистов после того, как Бах провёл там самые продуктивные годы своей жизни, исполняя обязанности кантора хора мальчиков знаменитой теперь на весь мир Томаскирхе — церкви святого Фомы. Именно там у него в учениках побывал отец Кребса, а затем и сам Кребс, вскоре ставший ассистентом Баха.
Кребс заслужил признание как композитор, чья музыка отличается чистотой стиля и удивительно легко ложится на слух. Он родился в семье музыкантов, и три его сына также стали известными музыкантами-исполнителями. В 1737-м он был назначен органистом церкви Мариенкирхе в Цвиккау, в 1744–1755 служил замковым органистом в Цайце, а с 1755-го — придворным органистом в Готе. Но всё это были достаточно мелкие должности: Кребсу за всю жизнь так и не удалось занять какой-либо престижный пост — стать кантором церкви св. Фомы после смерти Баха тоже не удалось. Часто ему приходилось работать даже не за деньги, а за еду, — чтобы прокормить своих семерых детей, — но, несмотря на это, писать музыку он не переставал, и его наследие достаточно велико. Впрочем, лишь немногие произведения были изданы до начала XX века: вероятно, понадобилось время, чтобы некая «старомодность» его музыки, которая не была должным образом признана современниками, была переосмыслена и обрела новое звучание. На концерте 7 декабря прозвучит Фантазия на хорал “Freu dich, o meine Seele” («Ликуй от радости, душа моя») для скрипки и органа.
Сразу за ней последует Хоральная импровизация Зигфрида Карг-Элерта (1877–1933) на эту же тему. Пьесы Карг-Элерта для органа также отмечены влиянием баховской полифонии. Когда будущему композитору было 15 лет, его семья переехала в Лейпциг, где музыкально одаренный мальчик стал петь в хоре церкви св. Иоганна, учиться играть на фортепиано и сочинять музыку. После того, как он показал собственные сочинения композитору Эмилю Николаусу фон Резничеку, тот стал давать ему частные уроки, что помогло Карг-Элерту поступить в Лейпцигскую консерваторию, где он учился в том числе у известного композитора Карла Рейнеке. Карг-Элерт очень интересовался фисгармонией и играл на ней даже больше, чем на органе. Но это не помешало ему написать немало произведений, предназначенных именно для органа.
В 1901 году композитор начал преподавать в музыкальных школах Магдебурга. В это время он изменил написание своего имени (Sigfrid вместо Siegfried, на скандинавский манер) и присоединил к фамилии отца слегка изменённую (Elert вместо Ehlert) девичью фамилию матери.
Во время Первой мировой он служил военным музыкантом, а с 1919-го начал преподавать в Лейпцигской консерватории, конкурируя с профессором композиции Германом Грабнером, который ратовал за немецкую музыку, в то время как Карг-Элерт всегда симпатизировал музыке разных стран и народов. «Стоит признаться в симпатии к Англии, Франции или Италии, как тебя заклеймят евреем, большевиком и предателем родины!» — с горечью писал композитор. По мере усиления власти национал-социалистов его творчество оказывалось всё менее востребованным. Его произведения были очень популярны за границей, что не скажешь о родной Германии. В 1935 году, уже после смерти композитора, его музыка подверглась запрету как «неарийская».
А теперь немного о солистах барочной капеллы «Золотой век».
Алексей Шевченко (орган) — один из самых интересных исполнителей-универсалов нового поколения, ведущий российский органист, старший преподаватель игры на старинных клавишных инструментах и камерного ансамбля на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории. С 2005 по 2007 годы активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой», в последние годы посвятил себя исполнению практически неизвестной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, которые работали в Москве и Петербурге.
Выпускница московской консерватории Фатима Лафишева (барочная скрипка) совершенствовала исполнительское искусство на мастер-классах знаменитой Марии Леонхардт, которая вместе со своим супругом, великим клавесинистом Густавом Леонхардтом, способствовала возрождению интереса к старинной музыке.
Александр Листратов (виолончель) учился под руководством величайшего барочного виолончелиста Брюно Коксе. Он создатель и руководитель барочной капеллы «Золотой век», преподаватель барочной виолончели и исторического камерного ансамбля в санкт-петербургском Смольном Университете свободных наук и искусств.
Ансамбль солистов Барочная капелла «Золотой Век» был создан в Москве в 2002 году. На сегодняшний день это один из самых значимых коллективов старинной музыки в России: высокий уровень индивидуального мастерства каждого музыканта сформировали его узнаваемый и неповторимый облик.
Подробнее о концерте на сайте организатора — Collegium Musicum