Понедельник, 19.05.2025
  • О проекте
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты

Рождественский фестиваль «Адвент» продолжится концертом барочной капеллы «Золотой век»

от Редактор
01.12.2014
в Культура
1 мин чтения
Рождественский фестиваль «Адвент» продолжится концертом барочной капеллы «Золотой век»

7 декабря в московском лютеранском соборе святых Петра и Павла пройдёт концерт «Золотой век немецкой музыки» — произведения для виолончели, камерного ансамбля и органа исполнят выдающиеся солисты-аутентисты из барочной капеллы «Золотой век».

Это один из концертов недавно начавшегося Первого международного рождественского фестиваля духовной музыки «Адвент». В изысканную программу вечера включены сонаты Баха для скрипки и цифрованного баса, его сюита для виолончели соло, Хроматическая фантазия и фуга ре минор в переложении Макса Регера, а также произведения Моцарта, любимого ученика Баха Иоганна Людвига Кребса и немецкого композитора и органиста начала XX века Зигфрида Карг-Элерта.

Фантазия фа минор для органа-часов Моцарта, которая будет исполняться на концерте, написана для механического инструмента, приводимого в действие специальным валиком и не требовавшего участия человека. Однако мыслит здесь Моцарт масштабами настоящего органа, а не механического. Это произведение было оценено по заслугам: оно «заслуживает одного из первых мест среди бессмертных шедевров», — писали критики. И, несмотря на «игрушечность» предполагаемого инструмента, исполнить его не так просто: ведь писалась оно для устройства, которое могло играть любые комбинации нот на любой скорости.

Жизнь Иоганна Людвига Кребса и Зигфрида Карг-Элерта связана с Лейпцигом. Этот город стал чем-то вроде мекки органистов после того, как Бах провёл там самые продуктивные годы своей жизни, исполняя обязанности кантора хора мальчиков знаменитой теперь на весь мир Томаскирхе — церкви святого Фомы. Именно там у него в учениках побывал отец Кребса, а затем и сам Кребс, вскоре ставший ассистентом Баха.

Кребс заслужил признание как композитор, чья музыка отличается чистотой стиля и удивительно легко ложится на слух. Он родился в семье музыкантов, и три его сына также стали известными музыкантами-исполнителями. В 1737-м он был назначен органистом церкви Мариенкирхе в Цвиккау, в 1744–1755 служил замковым органистом в Цайце, а с 1755-го — придворным органистом в Готе. Но всё это были достаточно мелкие должности: Кребсу за всю жизнь так и не удалось занять какой-либо престижный пост — стать кантором церкви св. Фомы после смерти Баха тоже не удалось. Часто ему приходилось работать даже не за деньги, а за еду, — чтобы прокормить своих семерых детей, — но, несмотря на это, писать музыку он не переставал, и его наследие достаточно велико. Впрочем, лишь немногие произведения были изданы до начала XX века: вероятно, понадобилось время, чтобы некая «старомодность» его музыки, которая не была должным образом признана современниками, была переосмыслена и обрела новое звучание. На концерте 7 декабря прозвучит Фантазия на хорал “Freu dich, o meine Seele” («Ликуй от радости, душа моя») для скрипки и органа.

Сразу за ней последует Хоральная импровизация Зигфрида Карг-Элерта (1877–1933) на эту же тему. Пьесы Карг-Элерта для органа также отмечены влиянием баховской полифонии. Когда будущему композитору было 15 лет, его семья переехала в Лейпциг, где музыкально одаренный мальчик стал петь в хоре церкви св. Иоганна, учиться играть на фортепиано и сочинять музыку. После того, как он показал собственные сочинения композитору Эмилю Николаусу фон Резничеку, тот стал давать ему частные уроки, что помогло Карг-Элерту поступить в Лейпцигскую консерваторию, где он учился в том числе у известного композитора Карла Рейнеке. Карг-Элерт очень интересовался фисгармонией и играл на ней даже больше, чем на органе. Но это не помешало ему написать немало произведений, предназначенных именно для органа.

В 1901 году композитор начал преподавать в музыкальных школах Магдебурга. В это время он изменил написание своего имени (Sigfrid вместо Siegfried, на скандинавский манер) и присоединил к фамилии отца слегка изменённую (Elert вместо Ehlert) девичью фамилию матери.

Во время Первой мировой он служил военным музыкантом, а с 1919-го начал преподавать в Лейпцигской консерватории, конкурируя с профессором композиции Германом Грабнером, который ратовал за немецкую музыку, в то время как Карг-Элерт всегда симпатизировал музыке разных стран и народов. «Стоит признаться в симпатии к Англии, Франции или Италии, как тебя заклеймят евреем, большевиком и предателем родины!» — с горечью писал композитор. По мере усиления власти национал-социалистов его творчество оказывалось всё менее востребованным. Его произведения были очень популярны за границей, что не скажешь о родной Германии. В 1935 году, уже после смерти композитора, его музыка подверглась запрету как «неарийская».

А теперь немного о солистах барочной капеллы «Золотой век».

Алексей Шевченко (орган) — один из самых интересных исполнителей-универсалов нового поколения, ведущий российский органист, старший преподаватель игры на старинных клавишных инструментах и камерного ансамбля на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории. С 2005 по 2007 годы активно сотрудничал с «Оркестром Екатерины Великой», в последние годы посвятил себя исполнению практически неизвестной музыки конца XVIII – начала XIX веков русских и зарубежных композиторов, которые работали в Москве и Петербурге.

Выпускница московской консерватории Фатима Лафишева (барочная скрипка) совершенствовала исполнительское искусство на мастер-классах знаменитой Марии Леонхардт, которая вместе со своим супругом, великим клавесинистом Густавом Леонхардтом, способствовала возрождению интереса к старинной музыке.

Александр Листратов (виолончель) учился под руководством величайшего барочного виолончелиста Брюно Коксе. Он создатель и руководитель барочной капеллы «Золотой век», преподаватель барочной виолончели и исторического камерного ансамбля в санкт-петербургском Смольном Университете свободных наук и искусств.

Ансамбль солистов Барочная капелла «Золотой Век» был создан в Москве в 2002 году. На сегодняшний день это один из самых значимых коллективов старинной музыки в России: высокий уровень индивидуального мастерства каждого музыканта сформировали его узнаваемый и неповторимый облик.

Подробнее о концерте на сайте организатора — Collegium Musicum

Теги: Музыка
Предыдущий Пост

Минюст РФ хочет обязать религиозные организации отчитываться за иностранные пожертвования

Следующий Пост

Россия оказалась мировым лидером в диагностике ВИЧ инфекции

Связанные Посты

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025

20 марта 2025 года в «Театре на Трубной» пройдет премьера спектакля«Вердикт» по мотивам пьесы «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. О...

Искусственный интеллект «прочитал» и проанализировал трилогию «Властелин Колец» Толкина

Искусственный интеллект «прочитал» и проанализировал трилогию «Властелин Колец» Толкина

05.04.2023

Российские ученые под руководством старшего научного сотрудника Института искусственного интеллекта AIRI (Москва) Ильи Макарова приспособили уже существующие нейросетевые алгоритмы для...

Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

27.07.2022

«Бесприданница» — спектакль о любви и товарно-денежных отношениях. В июле театр «Мастерская Петра Фоменко» отмечает 90 лет со дня рождения своего создателя. Петр Наумович...

Девушки из 1938 года: первая выставка 83-летней вышивальщицы открылась в Москве

Девушки из 1938 года: первая выставка 83-летней вышивальщицы открылась в Москве

14.06.2021

Москва, 14 июня. Необычная выставка 83-летней художницы из Санкт-Петербурга Юлии Алешичевой открылась в московском  музее русского лубка и наивного искусства...

В музее Победы на Поклонной горе певец из Сербии  впервые споет сербские военные песни

В музее Победы на Поклонной горе певец из Сербии впервые споет сербские военные песни

23.05.2021

Известный сербский телеведущий, актёр и певец Марко Долаш представит в Москве и Петербурге  проект «Балканский путник». «Сербия – прекрасная, вкусная...

25 лет хиту «Гранитный камушек» группы Божья коровка

25 лет хиту «Гранитный камушек» группы Божья коровка

19.02.2020

Удивительно наблюдать за жизнью песен, авторов которых ты лично знаешь, но одновременно эти сочинения уже стали в полной мере народными....

Загрузить Еще
Следующий Пост
Россия оказалась мировым лидером в диагностике ВИЧ инфекции

Россия оказалась мировым лидером в диагностике ВИЧ инфекции

Глава ФСКН Иванов: В России снизилась смертность молодежи от наркотиков

Глава ФСКН Иванов: В России снизилась смертность молодежи от наркотиков

Top Stories

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025
Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025
INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

11.03.2025
мх

©️ Ref news, сетевое издание Ref news (перевод названия на государственный язык Российской Федерации: Реф ньюс)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Cвидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66760, от 22.08.2016
Адрес редакции: 155516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18. Телефон: +74953459440, e-mail russunion@mail.ru. Главный редактор — К.В. Бендас.

Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения

© 2024