Ежегодно российский кинематограф делает пару-тройку достойных картин, которые не стыдно самим посмотреть и другим показать. И если в 2017-м в плане артхауза российские киноделы отстрелялись и даже перевыполнили план, то до лучшего фильма пришлось терпеть аж до самого конца года. И ожидание себя оправдало полностью. Сначала лучшие шансы были у «Время Первых», потому что на фоне претенциозных «Легенда о Коловрате» и «Начало», он смотрелся практически безупречно. Но трейлер к «Движению вверх» обещал абсолютного фаворита.
Снимать кино о советском спорте дело благодарное, потому что действительно есть что снимать и историй хватит еще на несколько десятков картин. Другое дело, как это снимают. Если «Легенда 17» о Валерии Харламове — один из лучших современных российских фильмов вообще, то картина о олимпийских «чудотворцах» — «Чемпионы» получилась довольно мыльной и забылась буквально сразу. Но с нимавший до этого кино, о котором ночами плачет Бэдкомидиан, а именно всякие «Бой с тенью 2» и «Темный мир», Антон Мегердичев вдруг показал, что может прыгнуть куда выше своих прошлых заслуг, как киношных, так и финансовых, собрав в прокате 2,5 миллиарда рублей и поставив тем самым абсолютный рекорд в российском прокатном бизнесе.
Но споры не обошли и эту картину стороной. Вдовы сильнейшего советского баскетболиста Александра Белова и тренера сборной СССР Владимира Кондрашина, возмутились на то, что история слишком киношная и многие факты перепутаны и не согласованы с членами семей. Но насколько это важно самому зрителю? Постоянная и упорная критика Рэем Манзареком фильма «The Doors» Оливера Стоуна не помешала картине о самой яркой рок-звезде США стать абсолютно культовой и непревзойденной музыкальной биографией. Примерно та же история постигла «Движение вверх». Да, конечно, согласовывать с семьями надо, но скандал фильму не помешал никак.
Вне сомнения, сам фильм источает пафос, как его источала «Легенда 17». Но ровно столько же пафоса источает любая олимпийская сборная или олимпийский чемпион, за которого, стиснув таблетку валидола между зубами, болеет зритель. Есть и другие нюансы. Модестас Паулаускас – баскетболист и литовский патриот показан таким антисоветчиком, будто вот-вот совершит покушение на Брежнева. Иван Колесников, исполнивший роль того самого Александра Белова, играет бесконечную драму, а не баскетбол. Но фильму это все совершенно не мешает. Хотя в нем даже есть некоторая клюквенность, например, образ Отара Лордкипанидзе, игравшего грузинского баскетболиста Михаила Коркия. Коркия получился хоть и забавным, но еще чуть-чуть и вместо формы советской сборной, на него одели бы чоху и говорил бы он только тостами. Да и что говорить, в фильме легендарные финальные секунды длятся долго, растянуто, со всеми тонкостями «слоумо» и с расставлением драмы вперемешку с сердечными переживаниям. На деле же с этими секундами все было проще – раз и все, и сборная СССР победила непобедимую сборную США. Но откинув все мелкие придирки и спорность образов, мы получили отличный фильм, который однозначно останется одними из лучших в современной истории российского кино, и кто знает, быть может, его кассовые сборы еще долго не превзойдут. Ну, а бесконечно талантливый Машков, которому досталась роль тренера Кондрашина (в фильме Гаранжин) закрепил за собой звание лучшего актера России.