Воскресенье, 1.06.2025
  • О проекте
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты

«Последний из христианских хиппи» (Мэтт Уилльямс – человек, который участвовал в пробуждении среди хиппи в 1970-х)

от Редактор
03.09.2018
в Культура
1 мин чтения
«Последний из христианских хиппи» (Мэтт Уилльямс – человек, который участвовал в пробуждении среди хиппи в 1970-х)

Движение Jesus People появилось в самом начале 1970-х, когда евангелист Лонни Фризби и основатель «Часовни на Голгофе» Чак Смит начали служение среди молодежи «детей цветов». И хотя та декада стала невероятной в области развития рок-музыки, то было нелегкое время для США. Молодежь, разуверившаяся в консервативном христианстве, сначала поддерживавшим «маккартизм», а затем войну во Вьетнаме, стала бунтарской и хотела менять мир. И пока одни глотали ЛСД под философские тексты Моррисона о Эдипе и верили в «проповеди» химика Тимоти Лири, другие искали ответы в Священном Писании, желая видеть нового Христа – миротворца и пацифиста, который любит всех и сам является образом хиппи. Герой нашего интервью Мэтт Уилльямс провел годы в различных христианских движениях и культах (Disciples, The Move), служил бездомным и неизлечимо больным, и порой сам не имел крыши над головой.
Мы поговорили с ним о хиппи-христианах, христианском роке 1970-х, а байкер за соседним столиком напомнил, откуда появилось понятие «рок-н-ролл».

Фото: Мэтт Уилльямс

«Последний из христианских хиппи» (Мэтт Уилльямс – человек, который участвовал в пробуждении среди хиппи в 1970-х)

Мэтт, расскажи немного о себе?

Я родился в 1954 году. Моя юность пришлась на суровые 1960-е. В Америке, сами знаете, тогда произошли убийство Кеннеди, Вьетнам, убийство Кинга. Тогда же наркотики и антивоенные коммуны начали набирать популярность в Хейт-Эшбери, Сан-Франциско. Паломники со всего мира съезжались туда. В то время происходили спонтанные обращения к Иисусу.

Как это происходило?

Хиппи тогда приходили к Богу даже без лидеров. Началось все на Западном Побережье, и прокатилось по всей стране. Затем продолжилось в Канаде, в Ванкувере, Винипеге и потом уже в Торонто. Многие из хиппи в дальнейшем адаптировались — помылись-побрились и стали частью «мэйнстрим» церкви. Меня это пробуждение застигло в Торонто, к тому времени я был персоной «нон-грата» — не хотел адаптироваться в общество. Я верил в реинкарнацию, курил травку. Все друзья адаптировались в общество, но мне тогда этого не удалось. Но к началу 1970-х и я стал «грата».

То есть ты застал еще и эпоху расцвета движения хиппи? И что, на твой взгляд, в пуританских США стало толчком к масштабному движению хиппизма?

Еще до хиппи дух бунтарства начался в 1950-х, когда Элвис крутил бедрами. Некоторые ТВ-каналы даже отказывались это показывать. Затем, началась сексуальная революция, а красавчик Джеймс Дин стал кумиром «поколения бунтарей». Это был бунт против короткостриженных бизнесообразных представителей предыдущего поколения. Это бунтарство переросло в протест против капитализма и войны во Вьетнаме. Последнее, в свою очередь, стало борьбой с военно-промышленным комплексом, который после Второй Мировой стал основой и опорой американского общества. Но хиппи взрослели, перерастали свое «бунтовство» и ассимилировались в то же самое общество военно-промышленного комплекса. Так у христианских хиппи появилась первая дилемма.

Но то пробуждение среди христиан-хиппи продолжало развиваться дальше самостоятельно, до середины 1970-х?

Старейшины их церквей всегда хотели видеть их постриженными и ассимилированными. Старейшины также были против того, что иногда хиппи жили коммунами. Альтернативой ассимиляции было одно — присоединиться к контр-культуре. Обычно это были разного рода псевдо-культы. К средине 1970-х движение разделилось на «Дети Божьи», то есть главные христианские продолжатели идей хиппи. Кстати, очень привлекательные для «нон-гратников». Это был настоящий культ с девизом «кто не с нами, те идут в Ад!». Было движение «Синоптиков», которые якобы разделяли наши взгляды, но были, как известно терористами (они готовили государственный переворот в США — прим.). Они говорили что-то вроде: «Вам не нужен синоптик, чтобы знать, куда дует ветер» (этот дивиз был взят из строчек песни Боба Дилана — прим.). Ну, и примерно тогда же начался «Виноградник». Со временем церкви начали принимать и длинные волосы, и внешний вид хиппи. В основном христианские хиппи были пятидесятниками и харизматами. Из-за чего часто возникали проблемы с другими группами, которые они посещали. Потом, было еще разделение по причине появления движения «Ученики». Их адепты назначили старейшин, но остальные не согласились и тоже отделились. Не было четкой иерархии. Но все те группы вперемешку получили обобщающее название «Движение Иисуса». И, думаю, процентов 95-99 в итоге выбрали ассимиляцию. Я же выбрал культы. Они выбрали бизнесы, работы, «моргиджы» (заем под покупку дома – прим.). А я пошел против рожна и стал так называемым «inner city urban missionary» (миссионером для бомжей, наркоманов и других представителей неблагополучных прослоек общества – прим.). Ведь меня всегда волновала ситуация, когда хиппи или любой другой нон-конформист приходил к Богу, в церковь, его по сути заставляли ассимилироваться в «мейнстримовскую» культуру — культуру, на которой основано само общество. А капиталистическое общество, как известно, основано на индивидуализме и материалистических ценностях. Короче, хиппи, приходившие в церкви в статусе «нон-грата», с годами становились «грата» — обычными мирскими парнями — понятными миру, с ценностями мира.

Но когда ты сам ощутил спад той волны?

Христианские хиппи не имели политического голоса. Они протестовали вовсю, но делали это вместе с «мирскими». Англикане, Объединенная церковь, католики были против войны и также присоединились к протестам против войны. Было движение и идеи. А «Люди Иисуса» были культурным движением, но не политическим. По мере того, как их представители росли и обзаводились семьями, то есть ассимилировались в общество, само движение пошло на спад. Я остался последним христианским хиппи (смеется). Все постепенно разбежались по разным направлениям. У меня же оставалась надежда на культурную революцию в Северной Америке, которая так и не произошла. Хотя отношения к войне у масс изменилось, материалистические и потребительские ценности, по-прежнему, стоят во главе нашего общества.

Затем у меня в коммуне началась «грызня» и я уехал в Торонто, где познакомился с Филом Хамфри. Он в свое время, еще до покаяния, написал кантри хит «Mule Skinner Blues», который перепела сама Dolly Parton (главная звезда кантри женского пола – прим.). Также он был другом известного актера, певца и телеведущего Пэта Буна (главная звезда из евангелистов в рок-н-ролле — прим.). А мама жены Фила, Наташа была олимпийской чемпионкой по какому-то виду. Ее в 16 лет взял в жены кто-то из сталинского окружения. Она была финка, в конце войны через Югославию перебежала в Америку. Так вот, я жил с семьей Фила 4 года, и не ходил в церковь, потому что жить с этой семьей было все равно, что жить в церкви.

То есть самые смелые мечты всех христианских хиппи рухнули?

Просто пришел материализм. Материализм, по сути, проповедуется во всех больших церквях. Потом пришел индивидуализм. Образ жизни в коммунах повсеместно начал осуждаться, как культ с ущемлением индивидуалистических прав человека. Все стало основанным на «бабле». Получилось, что выросшие хиппи стали хуже своих родителей. Они стали вдвойне материалистами. Лицемерами. Ведь в те же 1960-е, когда началось движение хиппи, начался подъем интереса к материализму и потребительству. До 1960-х «коммунная» жизнь в США была одной из важных основ общества. Люди заботились друг о друге и больше считались с интересами ближнего. Консюмеризм погубил все!

Помимо пробуждения среди хиппи, появилось большое и сплоченное движение среди первых христианских рок-коллективов по типу Love Song, Agape, Daniel Amos и живших по образцу коммуны All Saved Freak Band. Помнишь ли ты то рок-движение и что мог бы рассказать о нем?

Помню, что в 1960-х годах все церкви были против любого рок-н-ролла. Были люди, типа Фила, которые ездили и играли по церквям. Их было немало. Но по мере того, как в мирской культуре появлялись лэйблы, начали появляться небольшие христианские компании, такие как Myrrh Records. Их идея заключалась в том, чтобы создать «свою» индустрию, которая будет отделена от греховной коррумпированной системы мира шоу-бизнеса (христианские артисты до конца 1950-х могли выступать как для христиан, так и для светской сцены, что, к сожалению, нередко сказывалось и на их жизни — прим.) Так потихоньку, многие церкви стали разрешать современную музыку. Органы и песенники сменились барабанами. К слову, ОЧЕНЬ многие христиане считали, что музыка, в которой есть ярко выраженный ритм — от дьявола. Особенно, если там еще и барабаны. Всю «бит» музыку считали плотской и сексуальной. Было много разговоров о том, что рок-н-ролл — это эфимизм, отражающий сексуальный акт. Когда ты делаешь секс, ты делаешь «рок-н-ролл» (движения) в постели!

(И тут нас перебил какой-то старый байкер в кожанке, евший за соседним столиком, и подсказал: «Словосочетание «рок-н-ролл» придумал один радио диджей, когда хотел провести параллель с сексуальным актом». «Ааа, точно!» — тут же подтвердил Мэтт).

Те же люди, которые противились «рок-н-роллу», противились танцам в любой форме. Исключением всегда были черные церкви, там всегда было все (смеется) (именно черные евангельские исполнители, вроде Сестры Розетты Тарп повлияли на появление жанра «рок» — примечание)

«Люди Иисуса» пытались изменить общество, основанное на военно-индустриальном комплексе, со всеми его индивидуалистическо-материалистических ценностями. Ведь Иисус всегда стоял в первых рядах героев, и даже мирских хиппи, наряду с Буддой и Че Геварой (смеется)

На этом твое увлечение христианским хиппизмом закончилось?

Нет, потом я заинтересовался движением THE MOVE, в котором раньше был Фил, но убежал оттуда. С ними я переехал на север Британской Колумбии, и жил в коммуне в деревянном домике без электричества, с привозной питьевой водой, прямо возле Аляскинской трассы. Большинство людей из THE MOVE верили в скорое разрушение Америки, приближающийся Конец света. Многие даже иммигрировали в Канаду по этой причине, в ответ на тогдашнее пророчество «церковь убежит в пустыню, а Канада — это пустыня». Верили, что совершенство может быть достигнуто уже в этой жизни. Церковь — это Тело Христа, а Христос вернется на землю, и все это произойдет через Его церковь. То есть, Иисус не вернется назад в Своем теле, но уже явился через тело церкви, и вознесение церкви будет вознесением Христа.

И как вы там жили в той коммуне?

Посреди фермы стояло здание в два этажа — церковь и столовая — завтрак и обед все вместе. Женщины делали все на кухне, мужчины работали на земле. Подъем в 5 утра, дойка коз, коров, а потом я детей учил. Во всех «хиппистских» коммунах были частные школы. И пока я там учил старшие классы, получил высшее педагогическое образование. Всего было около десятка таких ферм вдоль Аляскинской трассы: Британская Колумбия, Юкон, Аляска. По сотне жителей на ферме, иногда даже до 1000. Все контактировали, был настоящий «нетворк» по всей Северной Америке. У нас были даже фермы в Колумбии и Гватемале.

Но, как я понимаю, там ты не задержался?

Вскоре я понял, что THE MOVE — типичный культ. В движении лидеры относятся к молодым несемейным людям так же, как к детям малым. Все важные решения в жизни принимали за нас. Если неженатому парню понравилась девушка, он идет к старейшине, который сначала выясняет, обоюдное ли то чувство, потом советуется с пророчествующими лидерами, чтобы те увидели, от Бога ли эти отношения. Если лидеры одобряют помолвку, пара не могла встречаться наедине, и даже при людях им не разрешалось целоваться или держаться за руки. Перед свадьбой лидеры еще раз должны были одобрить появление новой семьи. Также были и строгие правила в отношении внешнего вида. Для мужчин только верхняя пуговица на рубашке могла быть расстегнута, и во время работы не разрешалось оголяться по пояс. Нельзя было носить усы или бороду. Не нравилась растительность на лице нашему лидеру – брату Сэму (смеется). Мужские прически должны были быть обязательно короткими. Если волосы закрывали уши, значит прическа привлекала «дух гомосексуализма». Женщинам разрешалось носить штаны и джинсы, но поверх их обязательно должна была быть юбка.

Вы же могли сбежать? Что держало?

На фермах пугали историями про «отступников», которые, уходя их культа, умирали от рака и попадали в автокатастрофы. И все же я ушел. На тот момент у меня был умирающий отец в Торонто, что послужило уважительной причиной.

С конца 1980-х я опять вернулся в Торонто. Работал там кем попало: в охране, курьером. Потом подвернулась хорошая работа – «аппаратчик» (это слово Мэтт сказал на чистом русском языке — примечание). Потом, я даже писал речи для члена канадского парламента. «Тут-то я и поднимусь» — было подумал я. Но политика — есть политика, и после года многообещающей, но очень малооплачиваемой работы, меня просто попросили на выход.

Как отреагировал?

У меня случился нервный срыв. Впал в депрессию. Неудовлетворение и обида на протестантские церкви сказались. Много лет спустя, уже в 1996 я начал ходить на собрания к украинским греко-католикам. Но и там мне не было уютно. Последней каплей стал конфликт со священником, который говорил мне не читать самостоятельно Библию, что и стало концом моего «католичества». (смеется)

И ты прямо в мир ушел?

Несколько лет я вообще не ходил в церковь и жил в своей системе ценностей.

Но ведь вернулся и даже начал служить…

Я много лет служил бездомным в миссии Young Street Mission и жил в общежитии с теми, кто еще недавно жили на улице. Я провел несколько лет в приютах с больными неизлечимыми заболеваниями. Проводив одного в вечность, я селился к другому, чтобы помогать тому встретить старость не в одиночестве. Нередко я сам приводил бездомных в эти дома. Фактически, я служил тем людям, от которых отвернулось общество. Будучи во многом таким же, как они, я их понимал. Будучи отщепенцем и бунтарем по жизни, я помогал тем, кто были такими же, как я.

Вопросы К. Косячкова и С.Сорочинского

Живое интервью Косячкова, происходившее в торонтовской столовой общественного питания “Моряк Папай” сентябрь 2018

Теги: В миреВыбор редактораХристиане
Предыдущий Пост

Получен новый снимок загадочной туманности в нашей галактике

Следующий Пост

Пляж во Франции закрыли из-за сексуально озабоченного дельфина

Связанные Посты

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025

20 марта 2025 года в «Театре на Трубной» пройдет премьера спектакля«Вердикт» по мотивам пьесы «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. О...

Искусственный интеллект «прочитал» и проанализировал трилогию «Властелин Колец» Толкина

Искусственный интеллект «прочитал» и проанализировал трилогию «Властелин Колец» Толкина

05.04.2023

Российские ученые под руководством старшего научного сотрудника Института искусственного интеллекта AIRI (Москва) Ильи Макарова приспособили уже существующие нейросетевые алгоритмы для...

Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

27.07.2022

«Бесприданница» — спектакль о любви и товарно-денежных отношениях. В июле театр «Мастерская Петра Фоменко» отмечает 90 лет со дня рождения своего создателя. Петр Наумович...

Девушки из 1938 года: первая выставка 83-летней вышивальщицы открылась в Москве

Девушки из 1938 года: первая выставка 83-летней вышивальщицы открылась в Москве

14.06.2021

Москва, 14 июня. Необычная выставка 83-летней художницы из Санкт-Петербурга Юлии Алешичевой открылась в московском  музее русского лубка и наивного искусства...

В музее Победы на Поклонной горе певец из Сербии  впервые споет сербские военные песни

В музее Победы на Поклонной горе певец из Сербии впервые споет сербские военные песни

23.05.2021

Известный сербский телеведущий, актёр и певец Марко Долаш представит в Москве и Петербурге  проект «Балканский путник». «Сербия – прекрасная, вкусная...

25 лет хиту «Гранитный камушек» группы Божья коровка

25 лет хиту «Гранитный камушек» группы Божья коровка

19.02.2020

Удивительно наблюдать за жизнью песен, авторов которых ты лично знаешь, но одновременно эти сочинения уже стали в полной мере народными....

Загрузить Еще
Следующий Пост
Пляж во Франции закрыли из-за сексуально озабоченного дельфина

Пляж во Франции закрыли из-за сексуально озабоченного дельфина

ITER — энергетическое будущее человечества

ITER - энергетическое будущее человечества

Top Stories

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025
Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025
INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

11.03.2025
мх

©️ Ref news, сетевое издание Ref news (перевод названия на государственный язык Российской Федерации: Реф ньюс)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Cвидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66760, от 22.08.2016
Адрес редакции: 155516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18. Телефон: +74953459440, e-mail russunion@mail.ru. Главный редактор — К.В. Бендас.

Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения

© 2024