Ваня Noiz давно существует в отрыве от понятия «русский рэп» и в его рэпе все больше от рока, посему он так универсален и слушается даже теми, кто на дух рэп не переносит. И вот Ваня вырос до целой концептуальной рэп-оперы, сочинив и сделав это первым.
Рэп надулся, взорвался и упал каплями на все жанры – от даба до индастрила еще во второй половине 1980-х. Но рэп-мутацию в России мы переживаем только последние годы. И пока ветераны типа Шеффа пишут альбомы с упором на «олдскул», а худые, словно вчера освобожденные из Бухенвальда 20-летние парни читают про то, как все кругом их хотят и как сильна их потенция, существует целый пласт рэпа, стоящего внимания и всяческих похвал.
Одно дело, когда рэп принимает позерскую, стереотипную форму под кретиническим термином «йоу», с кривляньями, походками, позаимствованными у страдающих церебральным параличом и неконтролируемым потоком мата, словно каждого автора мучает Туррет. И совсем другое, когда автор имеет послание – суть, ведь рэп всегда про суть. Он про суть даже больше, чем рок. Потому что рэп – это слова, а изрекать скороговоркой поток квадратных рифм и при этом не нести содержание – называется неконтролируемым словесным поносом. И, надо сказать, Ваня подобной фигней не страдал. Он всегда был про суть и про смысл. И когда ты замахиваешься на первую рэп-оперу, от тебя будут ждать еще большего. Тем более, когда твои герои Орфей, Спартак и Прометей — участники Олимпийского рэп-батла.
Но хотя Ваня с задачей справился на 100%, и ему еще долго не смогут в этом составить конкуренцию, альбом имеет одно уязвимое место. А именно – скупое количество задействованных на нем МС. Такой амбициозный проект просто на уровне подсознания требует больше громких имен. При этом, сам материал ругать не за что. Возможно, это самый осмысленный рэп-альбом последнего десятилетия. По мне, он даже превосходит всеми любимый концепт Мирона «Горгород». Noize теперь абсолютный лидер отечественного рэп-пантеона.