Нейролинк, а именно «развитие ультраскоростного интерфейса для связи между мозгом и машиной, чтобы соединить человека и компьютеры» ― это, вероятно, плохая идея. Если вы понимаете, какие научные предпосылки за этим стоят, и хотели услышать именно это, тогда можете дальше не читать.
Однако подобная позиция является слишком простой и не способствует пониманию роли технологий в окружающем мире и того, как их можно использовать. Иногда в Силиконовой Долине придумывают нечто настолько привлекательное, удивительное и поразительное, что нельзя от этого просто так отмахнуться или отнестись легкомысленно.
Если отбросить преувеличения и заламывания рук, непременно следующие за подобными заявлениями, можно сказать, что Нейролинк ― это масштабная идея. Она может коренным образом изменить наше понимание того, что значит быть человеком, и того, как мы общаемся и взаимодействуем с другими людьми (и не–людьми). Она может даже стать следующей ступенью эволюции человека.
Нейро… что?
Что же такое этот Нейролинк? Если у вас есть время для чтения превосходного объяснения гения Тима Урбана (Tim Urban) длинной в 36 400 слов, милости просим. Если же нет, Дэвид Валериани (Davide Valeriani) составил блестящий краткий отчет в этой статье. И если говорить словами Урбана, Нейролинк ― это «волшебная шляпа для вашего мозга».
Изначально Нейролинком называлась компания, купленная Элоном Маском (Elon Musk), главным визионером таких корпораций, как Tesla, Space X и Hyperloop. Однако теперь так называют продукт компании. Нейролинк развивает целый «мозговой интерфейс», сеть крошечных электродов, связанных с вашим мозгом, который, согласно замыслу разработчиков, позволит нам общаться с миром беспроводным образом. Он позволит нам делиться своими мыслями, страхами, надеждами и волнением, не ограничиваясь письменным или устным языком.
Одним из последствий станет возможность подсоединиться к Интернету на биологическом уровне. Однако главный вопрос ― это кто, как, где, почему и когда будет связываться с нами.
Посредством детищ от своих предприятий Tesla и Space X, Маск уже обеспокоил некоторых устрашающих «игроков», а именно автомобильную, нефтяную и газовую промышленности, не говоря уже о военно-промышленном комплексе. Простые смертные на это обычно даже не осмеливаются, однако Маск продемонстрировал свой гений, упрямость и смекалку для получения дохода (хотя доходность присутствует не всегда), которые подкрепили его решимость.
При этом, в отличие от Tesla и Space X, Нейролинк прокладывает себе путь в сферу, где нет никаких других больших игроков, по крайней мере, пока. Однако Маск дал сигнал для конкурентов, и как заметил Урбан, «неизбежная нейрореволюция повлияет почти на все виды промышленности».
Часть человеческой истории
На первый взгляд, Нейролинк можно спутать с другими компаниями по разработке искусственного интеллекта ― по своей цели и общему желанию привести человечество в свой рукотворный дивный новый мир. Да, то, чем они занимаются, не представляет собой ничего нового. Вместо этого Нейролинк выделяется своим способом достичь цели ― именно это делает его основным игроком в следующей главе человеческой истории.
Если вы спросите, как развивалась человеческая история, ответ будет примерно такой: сначала мы научились добывать огонь и разработали устную речь, затем мы обратили устную речь в письменную и, в конечном итоге, нашли способ превратить ее в механическую печать. Несколько столетий спустя мы натолкнулись на так называемое электричество, которое положило начало телефонам, радио, телевидению и потом привело к созданию персональных компьютеров, смартфонов и наконец ― к беспроводной соковыжималке, которую можно запустить с телефона.
С течением времени телефоны потеряли шнуры, компьютеры уменьшились в размере, и мы нашли способы сделать так, чтобы их можно было носить в кармане. Наконец, мы создали виртуальную реальность и объединили осязаемую реальность с расширенной.
Если же Нейролинк достигнет своей цели, сложно предсказать, как будет развиваться эта история. Результатом станет «интерфейс всего мозга» настолько полный, гладкий, биосовместимый и мощный, что пользователям будет казаться, что это всего лишь еще одна часть их мозговой коры, лимбической и центральной нервной системы.
Интерфейс всего мозга позволит вам общаться беспроводным образом с облачным хранилищем, компьютерами и мозгом любого человека, у которого в голове есть схожий интерфейс. Обмен информацией между вашим мозгом и внешним миром станет таким легким, что будет казаться таким же простым действием, как мыслительная деятельность сейчас.
Однако если это кажется экстраординарным, то такими же являются и потенциальные проблемы. Во-первых, Нейролинк ― это не то же самое, что вставить в мозг имплант для управления эпилептическими припадками или внедрить измеритель частоты пульса в сердце. Это будет операция на (предположительно) здоровых людях и в нелечебных целях. Здесь мы оказываемся на совершенно другом поле, как в юридическом, так и в этическом смысле. На сегодняшний день есть только один человек, сделавший нечто подобное ― это был сумасшедший пиар-ход ученого из Центральной Америки, который использовал себя в качестве подопытного кролика. С тех пор он перенес несколько опасных для жизни осложнений.
Во-вторых, поскольку Нейролинк изначально является коммуникационной системой, возникает вопрос с регуляцией и контролем. Вне зависимости от вашего отношения к вопросам личной жизни и наблюдения за ней, представьте себе сценарий, в ходе котого бесчисленное количество правительств, рекламщиков, страховщиков и маркетологов решат залезть в самый центр человеческого сознания, используя его для того, чтобы препятствовать злоумышленникам и пытаться что-то продать.
А что если эта технология настолько распространится, что будущие поколения должны будут обязательно вживить себе имплант в мозг при рождении в целях борьбы с нелегальным или аморальным поведением (как бы его тогда ни определяли)? Это открывает широкий ряд вопросов, о которых лучше подумать заранее.
Безопасность мозга
Вопрос безопасности стоит особенно остро. Если уж мы чему и научились в эру «смарт»-чего бы то ни было, так это тому, что это «смарт» означает эксплуатацию. Будь то холодильник, телевизор, машина или дозатор инсулина ― как только вы соединяете что-то с чем-то, вы открываете путь для того, чтобы это можно было использовать в неправильных целях.
Двери ведь неважно, кто через нее входит, поэтому возможность открыть дверь в вашу голову поднимает определенные вопросы о безопасности. Мы сейчас даже не можем оценить урон от хакерских атак, учитывая, что речь идет о взломе прямой линии связи с разумом других людей.
Все это сводится к следующему: на пересечении сфер закона, философии, технологии и общества нам понадобятся ответы на вопросы, которые пока никто и не думал задавать (по крайней мере, нечасто). Мы столкнулись и будем продолжать сталкиваться с невероятно сложными и запутанными проблемами, решение которых нам, возможно, не понравится. Однако важно, чтобы мы заранее и почаще задавались правильными вопросами. Если мы этого не сделаем, кто-то это сделает за нас.
Так что Нейролинк в его сегодняшнем состоянии ― это, вероятно, плохая идея. Однако для первобытного человека, упавшего в огненную яму, таким был и огонь. В долгосрочной перспективе даже самые плохие идеи могут принести неоценимую пользу.
Источник: The Conversation