Почти в одно время на экраны вышли два сериала к столетию революции — вялый «Демон революции» Владимира Хотиненко и напористый «Троцкий» от режиссера «Брестской крепости» Александра Котта. «Троцкий» обошел своего конкурента с абсолютным перевесом в свою пользу.
История марксиста Александра Парвуса в трактовке Хотиненко, с многообещающим вступлением о том, что этого никто не знал 100 лет, оказалась без изюминки и с провисаниями. Унылое экранное повествование не спасли ни участие Евгения Миронова, переодетого в Ленина, ни Бондарчука — Парвуса. Но «Троцкий», которому просто суждено было называться «Демоном революции» по задумке и по праву превзошел все ожидания. Размашистая восьмисерийная биография самого одиозного революционера, составлявшего крепкую конкуренцию Ленину, претендует на звание лучшего многосерийного фильма о революции последних лет двадцати точно.
Троцкий — параноик, поставивший на кон собственных амбиций все и вся, лишившийся всего и погибший от предательского удара ледорубом, при более благоприятном стечении обстоятельств, едва ли был бы чище Сталина. Революционеры не гнушались любых манипуляций над людьми, лишь бы достичь своей цели. Тут Сталин, очевидно, расставлял приоритеты, понимая, что леволиберальные коллеги по революционному цеху могли опять собрать площади рабочих, моряков и конюхов, желавших того, о чем сами не имели полного представления. Страну при любом исходе ждал хаос, кровавые расправы и голод, а по итогу война с таким же идейным революционером, набиравшим власть и могущество в доведённой до смуты Германии.
Но встать у руля Троцкому не представилось возможным. Он бежал в Латинскую Америку, где доживал свои годы в крепких объятиях усатой мексиканской кикиморы Фриды Кало, которая, несмотря на просто чудовищную по нынешним меркам внешность, умудрялась очаровывать всех и каждого вокруг себя. А потом бац и все! И все, что осталось от Троцкого – демона революции – так это упоминание в строчке титульного панк-манифеста группы Stranglers — No More Heroes:
Whatever happened to
Leon Trotsky?
He got an ice pick
That made his ears burn
Даже сложно представить, что исполнитель главной роли – Константин Хабенский – был когда-то замыленным опером Плаховым из народного телесериала «Убойная Сила». Да, он уже играл эпизодического Троцкого в «Есенине», но то, скорее, было репетицией перед развернутым выступлением. Сегодня актер поднялся до таких высот мастерства, куда самолеты не летают. И нечего вопросительно причитать: «где те самые актеры?». Так вот же они! Перед вами! Перед самым носом! Такое перевоплощение в Троцкого от Хабенского сложно было даже нафантазировать. Но актер со сверхзадачей справился. Троцкий не показан как герой, он показан, как человек со своими демонами в голове, порочный и сумасбродный, но достигающий цели всеми доступными средствами. А каков вышел Ленин в исполнении обычно миловидного и вечно молодого Евгения Стычкина! Так и хочется сказать: «Ай да Стычкин! Ай да … молодец!». Образы и перевоплощения здесь невероятны, даже упомянутая Фрида в сериале абсолютная копия внешности одиозной художницы, в отличие образа, исполненного красавицей Сальмой Хайек десяток лет назад. Помимо мастерских перевоплощений, способных поставить в тупик даже жюри программы «Точь-в-точь», в фильме наличествуют масштабные сцены забастовок, митингов и выступлений. Такую планку российский кинематограф задает редко, еще реже – ее перескакивает. На этот раз планка так высоко поднята, что преодолеть ее по плечу разве что главному сериальному ремесленнику Сергей Урсуляку. 10/10