Мир, в котором мы сегодня живем, сложился во многом благодаря Реформации, начатой Мартином Лютером в XVI веке. Религиозно-социальные идеи протестантизма ключевым образом повлияли на все сферы человеческого общества, от политики, науки и искусства до свободы личности.
Протестанты появились в России сразу после того, как Реформация с огромной скоростью захватила западные страны. Прошли века, но в нашей стране о протестантизме все еще известно непозволительно мало, и зачастую евангельское христианство представляется чем-то чуждым Отечеству. На самом деле, вклад последователей Реформации в развитие страны недооценен. Уверен, что для многих будет открытием узнать о том, что у истоков отечественного книгопечатания стоял лютеранин, типограф Ганс Мессингейм (Бокбиндер), присланный из Дании в нашу страну в 1552 году по просьбе Иоанна Грозного. Или то, что русский театр фактически начался с актерской труппы, которую для постановки в 1672 году пьесы «Артаксерксово действо» собрал лютеранский пастор Иоанн Грегори. В юбилей Реформации стоит вновь напомнить, что гениальный композитор Иоганн Себастьян Бах был прежде всего органистом лютеранской церкви и когда мы смотрим фильм «Солярис» Андрея Тарковского, то слушаем протестантскую церковную хоральную прелюдию И.С. Баха «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ» (Взываю к Тебе, Господь Иисус Христос).
Легенда гласит, что 31 октября 1517 года магистр свободных искусств и святого богословия, ординарный профессор и монах Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви всех святых в Виттенберге (Германия) несколько бумажных листов с написанными им 95 Тезисами, которые венчал заголовок «Диспут о прояснении действенности индульгенций» а подпись выдавала автора. В церкви в тот момент находилось множество так называемых святых реликвий, выложенных рядами, публика хотела прикоснуться к ним 1 ноября, в праздник Всех святых и получить отпущение грехов.
Прекрасную Виттенбергскую дворцовую церковь в позднем готическом стиле построили по распоряжению герцога Фридриха III Мудрого, курфюрста Саксонии. Герцог превратил храм в настоящую сокровищницу священных предметов, в нем хранились тысячи реликвий. Среди них встречались совсем экзотические, такие как ветка неопалимой купины, молоко Девы Марии, щепка от яслей Иисуса и другие. Подобные «святые» предметы являлись неотъемлемой частью религиозной жизни Средневековья, иногда это выглядело не просто абсурдно, но и оскорбительно.
Более 450 лет считалось неоспоримым, что именно с такого яркого события, как появление 95 Тезисов на дверях виттенбергской церкви берет свое начало Реформация, впоследствии радикально изменившая не только религиозную, но и политическую карту мира. Ничто не мешает нам предположить, что пришедшие тогда к дворцовому храму люди не удивились бы появлению Тезисов.
Вывешивание публичных обращений на дверях храмов в ту эпоху было обычным явлением, а следующие зачастую за этим диспуты собирали множество слушателей. Сегодня это сравнимо с публикацией поста в социальных сетях ВКонтакте или Facebook, в ходе обсуждения которого сотни и тысячи людей оставляют свои публичные комментарии.
Монах Мартин Лютер служил в виттенбергской церкви проповедником и прослыл у прихожан ярким оратором. Интересно другое, — скорее всего Лютер свои Тезисы к дверям церкви в Виттенберге 31 октября не прибивал и образ великого религиозного реформатора, вешающего программный документ, может представлять из себя всего лишь красивую, но обманчивую картинку, пусть и прочно закрепившуюся в истории, подобно другим ошибочным образам, налипшим за века и тысячелетия на различные церковные или даже библейские события.
Германский историк церкви Эрвин Изерло во второй половине XX века опубликовал научную работу, в которой аргументировал, что предание о прибитых Тезисах не имеет под собой никаких документальных оснований. Сам Лютер неоднократно сообщал в своих сочинениях, что отправил Тезисы почтой местным епископам, в том числе архиепископу Майнцскому, для того, чтобы они ознакомились с документом и выступили против индульгенций. Не получив ответа от высшего духовенства, Лютер был вынужден обнародовать документ для широкого обсуждения.
Откуда же появилась версия о прибитых к дверям листах?
В 1518 году к Лютеру присоединился Филипп Меланхтон, впоследствии ставший одним из его ближайших сподвижников и создателей евангелического, лютеранского богословия. Именно в его записях было упомянуто, что великий реформатор якобы вывесил свой программный документ в Виттенберге. Откуда Меланхтон это взял, точно неизвестно, но очевидно, что он не мог быть непосредственным свидетелем данного события. В тоже время его авторитет сыграл свою роль и на века в общественном сознании закрепился образ 95 Тезисов на дверях храма 31 октября 1517 года.
На самом деле для истории возникновения и развития евангельской, лютеранской, протестантской Церкви никакого значения не имеет, вывешивались ли Тезисы на дверях храма 31 октября в Виттенберге. Главное то, что поздней осенью 1517 года католический монах Мартин Лютер, возмущенный выпуском юбилейной индульгенции, изданной папой Львом X, выступил со словами, с которых началась великая религиозная Реформация, коренным образом изменившая мир.
Автор: Андрей Ретингер