В 1990-х «Новый Иерусалим» достаточно продолжительное время были самой востребованной и самой известной христианской группой, дававшей концерты не только по бывшим союзным республикам, но и с завидной на то время регулярностью гастролировали за рубежом. У себя на родине они успели выпустить ставшую «песней года» композицию «Любовь в ладонях», и выступить на всех привилегированных площадках республики, включая большие залы Дворца Республики и Белорусской государственной филармонии. Но шли годы, пришли новые имена, и о самой известной еще десять лет назад христианской группе уже не каждый церковный юноша или девушка знают.
Мы поговорили с музыкантом коллектива Эльшадом Бабахановым, ныне проживающим в Майями, о становлении группы, современных трендах и о том, чем занимаются сегодня бывшие и нынешние участники коллектива.
Можно без преувеличения сказать, что «Новый Иерусалим» были главной христианской группой второй половины 90-х и начала 00-х. По популярности вас обошли разве что «Открытое Небо», и то случилось это не сразу. Нет ли лично у тебя ностальгии или, быть может, приятной тоски по тем славным временам, когда «НИ» были группой №1?
У меня нет большой ностальгии по девяностым. Наряду с тем, что открывались сотни церквей и тысячи людей приходили ко Христу, это все же были очень непростые времена. Тогда было достаточно раздать пару флаеров и народ собирался толпами на любое мероприятие, но зато сколько нужно было приложить усилий для того, чтобы найти аппаратуру, транспорт, свет…И я уже молчу о том, чтобы просто иметь возможность записать более или менее качественную фонограмму. Не было райдеров, гонораров, мы делали абсолютно все сами и абсолютно бесплатно. Мы целый год ездили в Москву каждые выходные в плацкарте, на третьих полках, чтобы проводить прославление в церкви, которую там тогда открыли американцы. Мы приставали к людям на улице и в общественном транспорте с рассказами и Боге, пели песни в парках и в переходах, наши родственники и друзья считали нас сумасшедшими. Мы носили одни джинсы на двоих, были нищие и вечно голодные, но невероятно счастливые. Это было время невероятного хаоса, и только Всемогущий Бог мог превратить такое время в благословение для тысяч людей, включая наш «НИ».
Когда в «НИ» ты сам понял, что вас окружает довольно большое количество фэнов? Пик популярности коллектива наступил сразу после «Ну, что ты думаешь об этом» или после «Неба осколки»?
В принципе, наша внутренняя планка всегда была достаточно высокой. Ко всему, что мы делали, предъявлялись достаточно высокие требования. Мы тщательно работали над всем, что считали важным. Даже наши первые песни, которые так и не были изданы, записаны по тем временам в одной из лучших студии Беларуси. Поэтому практически сразу у нас появились свои фанаты. Конечно, наша аудитория сильно изменилась с выходом альбома «Ну, что ты думаешь об этом?». Люди, привыкшие к веселеньким еврейским песенкам (таким был предшественник «Возвращайся домой» — примечание), просто не могли вместить всего того, что на них обрушилось. Иногда пол зала зрителей вставало и демонстративно выходило посреди концерта. Нас называли «сатанистами», и происходило всякое прочее, на что способны наши драгоценные братья и сестры. Мы тут же попали в «черный христианский список», но нам было все равно, мы были счастливы играть ту музыку, которая нам по-настоящему нравилась. Я точно не помню, когда настал пик популярности, но мне очень запомнился наш первый приезд в Казахстан. Это был конец девяностых, у нас еще был тур по России. Проехав на газели 6 часов из Челябинска, перед нами предстал во всей красе город Рудный. Все было очень печально, во многих местах вместо многоэтажек, стояли голые сваи, дома просто разбирали и целиком увозили в Москву, а трехкомнатную квартиру можно было купить всего за 3.000 долларов. Наш концерт проходил в одном из местных Домов культуры. Это был неплохой зал, но в нем не было почти никакой аппаратуры. Организаторы собирали по всему городу все, что только можно было собрать. Такие концерты, которых, кстати, у нас было большинство, практически всегда у меня вызывали чувство мандража. Мы не знали, чего ожидать и у меня всегда был большой вопрос: придет ли вообще кто-нибудь на концерт? Но, когда около 1000 человек в один голос запели «я знаю любо-о-о-вь…», у меня пробежали мурашки по телу. Я подумал: «Вау, откуда все эти люди знают наши песни?» Тогда я, наверное, в первый раз подумал, что мы популярны. После концерта нам подарили казахский национальный инструмент домбра, и сказали, что мэр города, который был мусульманином, грозился уволить директора ДК за наш христианский концерт. Как память об этом концерте, эта домбра до сих пор обитает в нашей студии в Минске.
Беларусь значительно меньше Украины, и уже тем более, многократно меньше России по масштабу географии. Но, так получилось, что это маленькая республика, славившаяся в советские годы тракторами и великими «Песнярами», выпустила из своих недр, по сути, самых известных евангельских исполнителей, а именно Сергея Бриксу, группу «Спасение» и «Новый Иерусалим»? Даже одна из самых известных современных христианских команд Nuteki тоже из РБ. Что такого есть в белорусах, чего не хватает другим? И как, по-твоему, относительно небольшой стране удалось даровать христианскому миру столько талантов?
Лично я бесконечно влюблён в белорусов. Это потрясающие люди, очень добрые, трудолюбивые и невероятно образованные. У меня нет однозначного ответа на вопрос: почему Беларусь подарила русскоязычному христианскому миру такое количество музыкантов, но я думаю, что для создания хорошей музыки абсолютно необходимы все те качества, о которых я упомянул выше.
Мне кажется, и это в какой-то степени общее наблюдение, сегодня христиане стали меньше слушать христианской музыки. Во-первых, потому что зачастую дефицит предложения (действительно интересных, пишущих хиты групп не так много). Во-вторых, раньше христианскую музыку слушали, как альтернативу «мирской», которая несла спорный, а зачастую антихристианский посыл. Сегодня же, такие команды, как One Republic или Imagine Dragons за редким исключением отличаются текстами от христианских исполнителей, чьи стихи не сконцентрированы на Евангелии, а просто несут мирный позитив. А с чем спад интереса к христианской музыке связываешь ты? И наблюдаешь ли ты вообще таковой спад?
Это очень сложный вопрос, и, наверное, на него есть очень много ответов. Я полностью согласен со всем, что ты сказал по поводу One Republic и Imagine Dragons, чье творчество я сам очень люблю. На мой взгляд, на сегодняшний день христианская музыка умирает. Сегодня существует «воршип», как целое направление музыки и вся остальная христианская музыка занимает ничтожно маленький процент рынка. Почему это происходит, точно сложно сказать. Возможно, «стиль» изжил себя и так же, как исчезли в пучине технологий пластинки, кассеты, видеомагнитофоны и многое другое. Задайте себе вопрос: «Кому сейчас нужны христианские рок-концерты?» Всё это стоит много денег, много усилий, и как считают многие люди, отдачи с этого никакой. Гораздо дешевле пригласить одного человека, который споет и расскажет интересные истории из Библии. Для «НИ» решающую роль сыграла церковь, в которой мы уверовали. Мы пришли волосатые, в рваных джинсах «металлисты», и, тем не менее, мы ни разу не услышали, ни от нашего пастора, ни от кого-либо еще предложений подстричься, или что-либо подобное. На нас постоянно наезжали «религиозники» (в данном смысле – консерваторы – примечание), но нам было по-барабану, мы знали – «Наш пастор за нас!!!» Бог работал с нами и через время мы сами постриглись, бросили курить, и пошли в библейскую школу. У нас никогда не было страха, что нас не поймут или не примут. Церковь должна быть главным плацдармом развития христианской музыки. Но для того, чтобы христианские музыканты росли в церкви, существует три очень важных условия:
- Иметь хотя бы маломальское признание,
- Иметь возможность реализовываться,
- Иметь возможность обеспечивать семью.
Но всё-таки основной причиной состояния современной христианской музыки, является отсутствие Пробуждения. Именно при наличии Пробуждения появляется невероятная необходимость в музыкантах, поклонниках, певцах которые как левиты будут идти впереди и ломать лёд перед пасторами и проповедниками. В конце концов, все начинается с одного человека, который получает откровение и потом «заражает» им всех окружающих.
Пару лет назад ты переехал в США, когда НИ уже были, по сути, трио. Правда, тогда вы сделали ряд «реюнион-концертов» с Александром Патлисом. Твой переезд — финальная точка в участии коллектива?
Мне не хотелось бы, чтобы мой переезд был финальной точкой для группы. Много лет люди питали иллюзии, что «НИ» какие-то особенные. Столько лет вместе, в единстве, пишем песни, играем концерты, в то время как все ссорятся и расходятся. Но оказалось, что мы такие же, как все. Но как показало время, даже после ухода половины участников группы, у нас хватило сил подняться и пойти дальше. Вообще вся эта тема для отдельного разговора… Я невероятно горжусь всеми ребятами. Это настоящие христиане и несмотря ни на что, никто не продал свое первородство.
Чем сейчас занимаются участники коллектива «Новый Иерусалим»?
Все служат Богу и занимаются музыкой. Я очень рад, что последнее время мы стали сотрудничать с Сашей Патлисом. Еще до моего отъезда у нас были концерты в Минске, Бресте, Москве и Риге. Недавно прошел небольшой тур по Украине, состоялся концерт в Молодечено. Отзывы отличные. Теперь планируется наш совместный тур по США.
Предположим, что я молодой христианский музыкант, собравший группу. Я прихожу к тебе за советом, как к опытному музыканту. Какие ты дашь советы мне? Что делать и чего не делать?
Что делать начинающим музыкантам – это невероятно обширная тема, достойная отдельного интервью. Сейчас существует масса схем, как написать хит, продать песню, получить «лайки» и просмотры… Творчество превратилось в математику, где всё просчитано и выверено. Какую схему вам выбрать – решайте сами, но знаю одно, что стартом всегда будет послание и хорошая песня. Если вы будете гнаться за просмотрами и «лайками», вы станете «одними из них». Но, если вы хотите изменить этот мир, пишите «Евангелие», только оно имеет настоящую силу! В книге Еремии 15:19 написано: «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним». Ведь все мы именно этого хотим, чтобы то драгоценное, что Бог вложил с нас, можно было донести до людей.
Фото: Эльшад Бабаханов
https://www.facebook.com/elshad.babakhanov.1