Среди самых значимых событий осени в культурной жизни Москвы и Санкт-Петербурга — Vl Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva.
Фестиваль был создан одной из лучших балерин современности — Дианой Вишневой, благодаря ее энтузиазму, кропотливой работе, опыту, популярности и огромному уважению среди коллег в балетном мире. Задача — объединить в нашей стране молодых, жаждущих, талантливых хореографов, дать им шанс показать свои работы, получить мастер-класс от известных корифеев балета и современного танца. В целом, рассказать о себе и научиться новому.
Для этого существует ContexLab — конкурс для молодых хореографов, в рамках которого они смело заявляют о своем творчестве.
А еще Диана Вишнева дает нам, любителям балета и современного танца, увидеть ранее неизвестные для нас, но с мировым именем труппы, постановки, просто испытать восторг от красивого искусства.
Фестиваль открылся Вечером Национального балета Канады. Перед представлением была встреча с художественным руководителем труппы Карен Кейн, в прошлом известной канадской балериной. Про балет в Канаде мы знаем немного, поэтому я с огромным интересом отправилась на эту встречу.
Как оказалось, в процессе создания Национального балета Канады, немалую роль сыграл Борис Волков, русский эмигрант, имевший в 1940-х свой балет в Торонто и свою школу, однако, в качестве художественного руководителя новоиспеченного коллектива пригласили знаменитую британскую танцовщицу и хореографа Силию Франка из Королевского балета Великобритании. Несмотря на название, Национальный балет Канады не имеет государственного статуса, получает лишь небольшой гранд, и находит финансирование для постановок среди меценатов искусства, что позволяет содержать труппу порядка 60 балетных артистов и сценическую площадку в Торонто более, чем на 3000 мест.
В 1972 году Рудольф Нуриев поставил в театре «Спящую красавицу». Именно тогда он отметил талант и выдающиеся способности Карен Кейн, в совсем еще юном возрасте. Нуриев сумел вдохновить Карен на участие в 1973 году в Московском международном балетном конкурсе, где она была награждена серебряной медалью. На встрече Карен, нынешний директор труппы, с большим пиететом и уважением рассказывала, какое огромное влияние на нее оказал Рудольф Нуриев, как обучал балетной классике, умению буквально в мельчайших деталях, подавать на сцене и в жизни лучшие свои качества.
В своей карьере Карен Кейн работала со многими известными хореографами, среди них — Джон Кранко, Фредерик Аштон, Ролан Пети. Последний создавал роли специально для уникального таланта балерины на протяжении десяти лет.
На вопрос Дианы Вишневой, как будучи в статусе художественного руководителя Карен видит развитие своей труппы в современных условиях глобализации и быстроты текущей жизни, Кейн ответила легко и просто — она доверяет своему интуитивному чувству, умеет ощущать время и слышит своих танцовщиков, которые горят желанием танцевать и классический репертуар, и современную хореографию, талантливую и воодушевляющую на самоотдачу.
И вот искушенной и подкованной московской публике представили три одноактных балета…
«Бытие и ничто»
Хореограф Гийом Коте, бывший солист Национального балета Канады, создал спектакль на музыку Филипа Гласса, известного как композитор к фильмам «Шоу Трумэна», «Часы», «Иллюзионист», «Вкус жизни» и даже наш Звягинцев в «Елене» и » Левиафане» использовал темы из его симфоний. А сюжетом балета послужил философский трактат Жана-Поля Сартра о свободе, смысле жизни и что такое «я». Ну сюжет, понятно, выразить непросто, но заслуга молодого хореографа очевидна — все герои, в парах, соло, и даже группой — в быстрой динамике, они мечутся, рвано двигаются, импульсивны, крайне выразительны. Хореография явно «говорящая», каждый персонаж «высказывается» — пластично, резко, гибко, выражая заложенный автором контекст. Поиски смысла жизни проходят в вполне бытовых декорациях — это кровать, умывальник, зеркало. Имитация житейская, а задачи философские, ну как и должно быть. Под медленный темп угасающей музыки все движения танца красиво «прогибаются», линии фигур становятся изящнее, принося гармонию в хаос текущего мира… Аплодисменты!
«Paz de la Jolla»
Хореограф Джастин Пек, один из самых молодых хореографов, солист New York City Ballet, «золотой» мальчик американского балета. На музыку Богуслава Мартину он создал балет на 20 минут о воспоминаниях своего детства в Южной Калифорнии. Среди трех постановок эта позиционируется как классический балет, ну или около того. Про сюжет нет смысла много говорить — группа молодых людей на пляже, среди них — пара влюбленных. Но и остальные персонажи в совместной коде проявляются как влюбленные, а потом они морские волны и снова загорают под ярким калифорнийским солнцем. Вот его-то мне и не хватило в постановке, все в тусклой туманной дымке. Не хочется быть циничным зрителем, но увы, ни хореография, ни постановка впечатления не произвели. Плюс — труппа явно с хореографической подготовкой, да, есть понимание как танцевать классику. Минус – все не так, как мы приучены видеть в качестве классического исполнения. Избалованные мы, видимо. Но сама Карен Кейн в своем интервью отметила, что труппа старается танцевать классику, это совсем не их конек, однако им важно показывать классические спектакли в Торонто.
Лучшее Национального балета Канады — современный балет, при этом именно балет, а не просто концептуальный танец.
И это самая честнейшая правда. Я сама видела это.
«Возникновение»
Хореограф Кристал Пайт.
Карен Кейн заметила Кристел еще на Гала-представлениях в Канаде, где Пайт танцевала современный балет, contemporary, и пригласила создать для Национального балета Канады постановку в стиле модерн. Так на свет появился балет «Возникновение» («Emergence») на музыку Оуэна Белтона. И это, действительно, потрясающе.
Из ломаных, угловатых, ковыряющихся, ползущих тел возникает линия танца, возникает жизнь, жизнь насекомых. Мелкими движениями они вихрятся в диком круговороте, подчиняясь своей особой пластике, порой коряво-уродливой, порой стройно-выстроенной. Из мельтешения и завораживающего хаоса являются, красиво прорисованные хореографом, параллели, диагонали, колонны римского легиона. Дуэты и соло танцоров рисуют причудливые узоры, демонстрируют гуттаперчевую гибкость и замысловатую комбинацию тел, отдельных постановок ног и рук, поз, от которых не оторваться взглядом ни на один миг. Кажется, если моргнешь, потеряешь какую-то важную деталь, момент. Ты весь в колдовстве невероятно притягательного, уродливого, и, в тоже время, завораживающего мира живых существ. Много или мало танцоров на сцене, они все подчинены единому ритму. Движения то четко синхронны, то выстреливают поочередно, в быстром, «по-армейски» отлаженном темпе. Из хаоса — необратимо зарождается славно отлаженный механизм. Демонический. Страшный. Подавляющий.
И еще есть потрясающая сценография — едва подсвеченный подземный улей, из которого возникает рой «насекомых». Он то мягко затягивает, то угрожающе ослепляет.
Об аллегории с людьми и философии мне, лично, думать не хотелось, все эмоции были подчинены действию на сцене.
Грандиозно, на одном дыхании, в унисон, чувственно и безукоризненно исполнено!
Карен Кейн сказала — «пусть этот балет поставлен теперь многими труппами, но мы считаем его только своим и танцуем как только свой!»
Это правда. Настоящая правда артистов, которая остается светлым чувством в душе зрителя.
Автор: Анна Виноградова