«Какой ты полковник? Ты теперь шпак! Штафирка саратовская!»
Много лет тому назад Никита Сергеевич Михалков задумал снять фильм «Солнечный удар» по мотивам одноименного произведения Ивана Алексеевича Бунина. Михалков был настолько впечатлен прочитанным, что вынашивал эту идею чуть больше тридцати лет! За это время он даже успел целых одиннадцать раз от руки переписать сие произведение, дабы прочувствовать и понять технику слова автора.
В годы советского кинематографа снять подобный проект, с учетом его антисоветского содержания, было бы невозможно. А потом, уже в 90-х, у Михалкова началась что называется «пруха», когда каждый его фильм был почти событием года. Поэтому проект затягивался и был реализован только в наши дни, сразу же после заплеванных критиками «Утомленных солнцем 2». Я люблю Михалкова как актера и режиссера, и мне совершенно не важны его заслуги вне кино, поскольку большинство его противников рисуют о нем неприглядную картину именно как о человеке вне кадра. Но мне, как и многим, действительно не понравились «Утомленные солнцем 2». Даже, скорее, не то чтобы не понравились, я был с состоянии глубокого диссонанса и пару дней приходил в себя. Я не мог понять, как человек, снявший оригинальных «Утомленных Солнцем», «Урга — территория любви» и не раз пересмотренных мною «12» и «Сибирского цирюльника», смог снять такой откровенный китч? Ну, да ладно, фильм все равно утоплен в желчи критики и вряд ли уже когда-нибудь всплывет, но те, кто похоронили Михалкова как талантливого режиссера, оказались неправы.
Его новую картину «Солнечный удар» критиковали уже заочно по принципу «Пастернака не читал, но осуждаю». Чего ждут от Михалкова? Разве он мало хороших фильмов снял? Или ему все не могут простить роль Императора Александра III в «Сибирском цирюльнике», которая в наши дни стала бы одним из популярных интернет мемов? А может, стоило сначала посмотреть фильм, а потом разносить Михалкова в щепки? На мой непредвзятый по отношению к Михалкову взгляд, фильм получился достойным и достаточно интересным, учитывая, что на две главные роли режиссер пригласил никому не известных актеров Мартиньша Калита и Викторию Соловьёву.
Фильм получился атмосферным и завораживающим, но при этом почти таким же камерным, как «12». И хоть здесь сюжет не разворачивается в пределах одного помещения, тем не менее, львиная его доля происходит на фоне одних и тех же локаций. Настоящее поручика (Мартиньш Калита) происходит в послереволюционные годы, а воспоминания — на колесном пароходе, на котором он знакомится со своей возлюбленной (Виктория Соловьева) еще до торжества революции. Все актеры как один играют весьма и весьма достойно, в частности, бросается в глаза яркий ротмистр в исполнении Виталия Кищенко. Съемки по-михалковски масштабные, да и операторская работа на весьма высоком уровне. Это вам не прошлогодний «Сталинград», снятый, будто не фильм, а новый клип группы «Белый Орел».
Плакать о погибшей империи, затоптанной людьми с красными флагами в руках, нет уже никакого смысла, поскольку оснований для гибели самодержавия была масса. Да и погибла Российская Империя не в одночасье. Это был целый процесс, запутанный и сложный настолько, что на сегодняшний день существует масса неопровержимых фактов и популярных фантазий на эту тему, диаметрально противоположных друг другу. Думаю, рассказывать исключено о прелестях жизни в царской России — во многом романтика, ведь в таком случае не говорится о всех причинах, приведших к ее падению. Вспомните Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» или «Трущобные люди» Гиляровского. Разве там описаны прелести жизни? Нищета, грязь и уныние, не зря ведь оба произведения были строжайше запрещены. В общем, к гибели Империи привело ее тогдашнее состояние. Но, скорей всего, не империю оплакивает Михалков, а тех людей, которые были в состоянии поднять страну до уровня Европы, а не затормозить ее развитие на семьдесят лет. Но это все исключительно мое мнение, я на нем не настаиваю.
Фильм смотреть рекомендую всем. И, пожалуйста, бросьте вы эту дурную привычку заочно критиковать Михалкова. Это и в самом деле уже просто глупо и не смешно.