«Мама!» — это как раз тот фильм, к которому нужно делать приписку «не для посредственного зрителя». Очень многие посмотревшие, утопили трекеры в комментариях «что за бред?», «что курил автор?» и прочее. Если говорить интернет языком, то фильм можно кратко описать так: «в хату вваливается туча гостей и начинается лютый трэш».
На самом деле, сюжет фильма вкратце является аллюзией к Ветхому и Новому Заветам. Первые гости – это Адам и Ева (и именно жена проводит мужа в запретную комнату). Скандалящие дети – это Каин и Авель. И весь дальше развивающийся сюжет словно краткая история мира. От почитания Бога до жреческих культов, возникших на побочных учениях. И в финале убитый и разорванный младенец – это Иисус. Поэма хозяина дома, из-за которой все пришли с ним повидаться, является Библией. Ну и сам дом, расположенный на красивой поляне, окруженной стройными деревьями, является Эдемом.
Конечно, фильм ни в ком разе не отстаивает библейскую точку зрения и не является евангельским. Он не несет христианской морали. Скорее он демонстрирует изнанку религии, когда она воплощает в себе безумие и одержимость. Обезумившая толпа – это церковь и культы, которые извращают Евангелие. А якобы одержимость автора поэмы – Бога – является его безграничной и безответной любовью к людям, ради которых он жертвует всем, даже своим ребенком.
Это не первый раз, когда Аранофски вступает на территорию религии. Первый раз он сделал это в картине «Ной», которую ну очень тяжело было воспринимать на фоне библейской истории о потопе. При колоссальных сборах почти в 400 млн. долларов, фильм зрителями в большинстве понят не был. Но и «Маму» ждет примерно такая же участь. Нашлись критики, которые усмотрели в сюжете лишь «некую фантасмагорию». Это не удивительно, ведь наши соотечественники в большинстве своем Библию в руках не держали, и уж тем более не читали. Хотя библейская история здесь вынесена на поверхность и это более, чем очевидно.
Совсем не хочется писать об игре актеров, у Аранофски актеры всегда играют на максимуме и все на своем месте. Дженнифер Лоуренс, которую еще считают «сойкой-пересмешницей», давно вышла из того образа. Теперь перед нами, скорей всего, будущая обладательница «Оскара». Настолько убедительную игру встретишь сегодня редко. Ну а Хавьер Бардем, Эд Харрис и Мишель Пфайффер это вообще суперзвезды и настоящие мастера Голливуда.
Оценка фильму: 10/10