На малой сцене музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко «Балет Москва» показал свой новый спектакль «Крейцерова соната» на сюжет повести Льва Толстого. Театр «Балет Москва» — труппа уникальная, сочетает в себе лучшие традиции классического русского и мирового балета и современные направления в хореографии.
Постановка театра «Кафе Идиот » Александра Пепеляева получила в прошлом году Российскую Национальную театральную Премию «Золотая маска» в номинации «Современный танец/Лучший спектакль», так что новый балет театра вызывал неподдельный интерес. Тем более, что хореограф — канадец Роберт Бинет — восходящая звезда мирового современного балета, ученик Джона Ноймайера и Уэйна МакГрегора.
Он еще юношей прочитав повесть великого русского писателя, давно, оказывается, раздумывал над тем, как перенести трагический сюжет в современный танец. Для работы над либретто балета он пригласил канадского драматурга Бритту Джонсон, которая предложила оригинальную идею — сделать спектакль не о любви, измене и ревности, а о музыке — как она меняет жизнь и мироощущения человека, освобождает от рутины, ведет к свободе личности, возвышает над проблемами.
Музыка по замыслу авторов — важная составляющая, движущая сила всего действия. К сожалению, это не музыка Бетховена, хотя «Крейцерова» соната для скрипки и фортепиано № 9 немного звучит в спектакле, для балета была специально написана оригинальная музыка американским композитором Гити Разас, которая тоже мечтала поработать над повестью Толстого. Художник по костюмам из Южной Кореи Хаэми Шин и художник по свету Константин Бинкин из России — дополнили эту международную команду, создавшую современную «Крейцерову сонату».
Однако, не получилось, на мой взгляд. Постановка не оправдала ожиданий поклонников театра «Балет Москва». Сюжет банально и предсказуемо перенесен в современную действительность, композиция спектакля сведена к любовному треугольнику, десять других танцовщиков только размывают эмоциональные переживания героев и вообще кажутся неуместными в этом камерном балете. Сценография скудна и невыразительна, музыка скучная, однообразная, абсолютно не иллюстративна. Того симбиоза сюжета, музыки и хореографии, о котором говорили авторы, на мой взгляд, не наблюдается.
А главное — своего индивидуального, яркого пластического языка, способного донести философию персонажей до понимания зрителей, Бинет придумать не смог. Конечно, отдельные пассажи и дуэты любопытны, но так называемого прорыва, увы, не произошло.
Даже не знаю, что выделить в новой постановке «Балета Москва», пожалуй, саму труппу классического танца и солистов, действительно выразительных, пластичных, молодых и красивых. У исполнительницы роли жены Позднышева Евгении Гончаровой удивительные линии, замечательная хореографическая подготовка, музыкальность и драматизм, она добросовестно пытается выразить чувства своей героини — светлую радость беременной женщины, затем отчаяние, безразличие, новую влюбленность и, наконец, ненависть к нелюбимому мужу — даже будучи смертельно раненной, она все еще отчаянно негодует и отвергает несчастного Позднышева, в безумии мечущегося по сцене.
Кстати о Позднышеве — у Бинета он демоничен, резок и отчаянно трагичен во всех эмоциональных состояниях. Эдуард Ахметшин — исполнитель действительно талантливый, и как танцовщик и как драматический актер. Через пластику его движений, мимику зрителю удается почувствовать всю злость, отчаяние, негодование ревнивого мужа.
Яркие, молодые исполнители являются истинным достоинством балета «Крейцерова соната», действительно трагедию русских должны станцевать русские, скрасив и маловыразительную хореографию, и незапоминающуюся музыку. А еще одно из достоинств постановки — правильный хронометраж, за час публика подходит к криминальному финалу еще бодрой и вполне увлеченной действом и искренне награждает создателей своими аплодисментами.
Автор: Анна Виноградова