Театр наций на своей основной сцене представил премьеру спектакля режиссера Виктора Рыжакова по новой пьесе драматурга Ивана Вырыпаева «Иранская конференция».
Сразу можно сказать, что это настоящее событие в театральной жизни столицы. И дело даже не нескольких актерских ансамблях, хотя на сцене блистают звезды — Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, Ингеборга Дапкунайте, Чулпан Хаматова, Станислав Любшин, Вениамин Смехов, Игорь Гордин и другие ведущие артисты. Дело в самой пьесе, именно она является мощным локомотивом, движущей силой, пробивающей инертность сознания, обыденность восприятия, побуждая включится мыслительному процессу.
Как говорил великий Аркадий Райкин : «Шарики бегают! Мысль движется, мозги шевелятся — думает человек, соображает!» Именно этого стремится добиться настоящий, большой художник, и именно в этом мне видится самое ценное в спектакле — с первых минут первого монолога и до последней актерской фразы зрителей не отпускает напряжение от острого желания слушать и услышать, вникнуть, понять правду каждого, успеть «прикинуть» на себя, сопоставить со своим внутренним миром.
Но хотелось бы все по-порядку.
Иван Вырыпаев, один из выдающихся современных драматургов, пишущих на родном нам русском, показал свою сценическую версию «Иранской конференции» в декабре прошлого года в центре «На Страстном» с польскими актерами на английском языке и все два часа сам читал синхронный перевод для московской публики. Постановка произвела яркое впечатление на Евгения Миронова, художественного руководителя театра наций, который задумал поставить пьесу в своем театре и пригласил режиссера Виктора Рыжакова, который уже имел успешный опыт работы с текстами Вырыпаева в театральном центре «Практика». В 2002 году он поставил «Кислород», в 2004 — «Бытие № 2», в 2006 — «Июль», а в 2014 — пьесу «Пьяные» на сцене МХТ им Чехова. Все спектакли имели большой резонанс и горячий отклик у публики. И вот новая совместная творческая работа, сложная, необычная, глубокая.
«Иранская конференция» — пьеса бессюжетная — здесь нет завязки, развития, явного взаимодействия героев и традиционной театральной динамики. Конференция — сугубо деловое мероприятие по заданной проблематике и списком выступающих. И проходит она в Копенгагене, в Дании — успешной стране с высоким уровнем развития и социально обеспеченным населением, у которого есть время, место, и, главное, желание задуматься о судьбах несчастных, несвободных, бесправных, подавляемых физически и морально. Друг за другом к микрофону выходят спикеры — ученый-востоковед, журналистка, побывавшая в иранском плену, политолог, супруга премьер-министра, активно занимающаяся благотворительностью, эпатажный писатель, скандально прославившийся священник, известный дирижер и иранская поэтесса, спасенная мировой общественностью от смертной казни. Постановка проста и без изысков — лишь ряд прозрачных пластиковых стульев, которые постепенно заполняются уже выступившими и огромный экран на заднике сцены с проекцией то крупных планов ораторов, то залом ожидания оставшихся персонажей. Но даже из этой, антуражно скудной сценографии режиссер сумел «выжать» действенный прием — в процессе монологов героев наступает такой момент, когда экран начинает трястись и искажаться, и здесь кажущиеся технические помехи имеют дополнительную вводную для зрителя — эту зыбкость с возникающими вопросами — а та ли эта истина, а чья эта правда, а насколько она созвучна моему мировосприятию?
Основное достоинство режиссерской работы Рыжакова — ее протокольная документальность, нарочитая «скучность», с нужными, умными акцентами на самом существенном — тексте Ивана Вырыпаева. Именно текст драматурга и есть суть самого спектакля. Он и в предыдущих пьесах был особенный, пронизанный глубокой и чувственной мелодикой, почти «рифмованным» ритмом, каким-то магнетическим, завораживающим слогом. И всегда, всегда с ясным смыслом.
В «Иранской конференции» Вырыпаев выглядит еще более зрелым, философски настроенным автором. Он говорит с нами искренним, честным , открытым языком, умело вовлекает в дискуссию, чередуя героев с разными мнениями, сталкивая их, накаляя атмосферу разнообразием мыслей, суждений, позиций. Здесь нет места пафосу и патетике, только пережитые драмы, раскрывающие понятия и принципы реальности, познания человека о бытие, о мире, вселенной, самой сути человека. У каждого персонажа предельно ясный контекст, наделенный определенной философией. Кто мы — общество потребителей, ищущих умиротворение в исполнении всех своих желаний — от удобных ботинок до «мира во всем мире»? Или мы не можем спокойно спать, зная как подвергают смертельным пыткам за малейшую провинность в мире ислама? Где тот безоговорочно принимаемый верующими Бог и виновен ли он во всех земных радостях и страданиях? Может мы все — просто геноносители случайных половых контактов, вырастающих в определенном исторически и культурно сложившимся этносе? Наделены ли мы способностью ощущать себя счастливыми в нищете и горестях? А может цель и смысл жизни в самой жизни, ее развитие и познании? Вопросы и ответы кружат и кружат в напряженной атмосфере абсолютно проникнутого зала, только всплеск аплодисментов после каждого монолога актеров. Кстати, пора и актеров похвалить — практически все сумели «поймать» и передать гипнотизирующий темп вырыпаевских текстов, благо что на сцене все гениальные, состоявшиеся люди, настоящие личности со своей позицией в жизни и искусстве. Но мне хочется выделить Игоря Гордина, который открывал этот парад блистательных монологов и с первых фраз сумел настроить публику на философский лад, Ксению Раппопорт, ярко раскрывшую глубокую трагедию и вселенский масштаб мироощущения своей героини, мудрого, сдержанного в своей красивой старости Любшина, пронзительные стихи невероятно харизматичной Хаматовой.
«Иранская конференция» — стоящий спектакль, продукт слаженного оркестра единомышленников — талантливых, смелых, чувственных людей, желающих видеть нас, своих зрителей, думающими, духовно богатыми, настоящими.
Автор: Анна Виноградова