Вторник, 20.05.2025
  • О проекте
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты

КУЛЬТПОХОД : Иранская конференция — предложение задуматься о мире, о человеке, о жизни, о себе

от Редактор
10.04.2019
в Культура
1 мин чтения
КУЛЬТПОХОД : Иранская конференция — предложение задуматься о мире, о человеке, о жизни, о себе

Театр наций на своей основной сцене представил премьеру спектакля режиссера Виктора Рыжакова по новой пьесе драматурга Ивана Вырыпаева «Иранская конференция».

Сразу можно сказать, что это настоящее событие в театральной жизни столицы. И дело даже не нескольких актерских ансамблях, хотя на сцене блистают звезды — Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, Ингеборга Дапкунайте, Чулпан Хаматова, Станислав Любшин, Вениамин Смехов, Игорь Гордин и другие ведущие артисты. Дело в самой пьесе, именно она является мощным локомотивом, движущей силой, пробивающей инертность сознания, обыденность восприятия, побуждая включится мыслительному процессу.
Как говорил великий Аркадий Райкин : «Шарики бегают! Мысль движется, мозги шевелятся — думает человек, соображает!» Именно этого стремится добиться настоящий, большой художник, и именно в этом мне видится самое ценное в спектакле — с первых минут первого монолога и до последней актерской фразы зрителей не отпускает напряжение от острого желания слушать и услышать, вникнуть, понять правду каждого, успеть «прикинуть» на себя, сопоставить со своим внутренним миром.

Но хотелось бы все по-порядку.

Иван Вырыпаев, один из выдающихся современных драматургов, пишущих на родном нам русском, показал свою сценическую версию «Иранской конференции» в декабре прошлого года в центре «На Страстном» с польскими актерами на английском языке и все два часа сам читал синхронный перевод для московской публики. Постановка произвела яркое впечатление на Евгения Миронова, художественного руководителя театра наций, который задумал поставить пьесу в своем театре и пригласил режиссера Виктора Рыжакова, который уже имел успешный опыт работы с текстами Вырыпаева в театральном центре «Практика». В 2002 году он поставил «Кислород», в 2004 — «Бытие № 2», в 2006 — «Июль», а в 2014 — пьесу «Пьяные» на сцене МХТ им Чехова. Все спектакли имели большой резонанс и горячий отклик у публики. И вот новая совместная творческая работа, сложная, необычная, глубокая.
«Иранская конференция» — пьеса бессюжетная — здесь нет завязки, развития, явного взаимодействия героев и традиционной театральной динамики. Конференция — сугубо деловое мероприятие по заданной проблематике и списком выступающих. И проходит она в Копенгагене, в Дании — успешной стране с высоким уровнем развития и социально обеспеченным населением, у которого есть время, место, и, главное, желание задуматься о судьбах несчастных, несвободных, бесправных, подавляемых физически и морально. Друг за другом к микрофону выходят спикеры — ученый-востоковед, журналистка, побывавшая в иранском плену, политолог, супруга премьер-министра, активно занимающаяся благотворительностью, эпатажный писатель, скандально прославившийся священник, известный дирижер и иранская поэтесса, спасенная мировой общественностью от смертной казни. Постановка проста и без изысков — лишь ряд прозрачных пластиковых стульев, которые постепенно заполняются уже выступившими и огромный экран на заднике сцены с проекцией то крупных планов ораторов, то залом ожидания оставшихся персонажей. Но даже из этой, антуражно скудной сценографии режиссер сумел «выжать» действенный прием — в процессе монологов героев наступает такой момент, когда экран начинает трястись и искажаться, и здесь кажущиеся технические помехи имеют дополнительную вводную для зрителя — эту зыбкость с возникающими вопросами — а та ли эта истина, а чья эта правда, а насколько она созвучна моему мировосприятию?

Основное достоинство режиссерской работы Рыжакова — ее протокольная документальность, нарочитая «скучность», с нужными, умными акцентами на самом существенном — тексте Ивана Вырыпаева. Именно текст драматурга и есть суть самого спектакля. Он и в предыдущих пьесах был особенный, пронизанный глубокой и чувственной мелодикой, почти «рифмованным» ритмом, каким-то магнетическим, завораживающим слогом. И всегда, всегда с ясным смыслом.

В «Иранской конференции» Вырыпаев выглядит еще более зрелым, философски настроенным автором. Он говорит с нами искренним, честным , открытым языком, умело вовлекает в дискуссию, чередуя героев с разными мнениями, сталкивая их, накаляя атмосферу разнообразием мыслей, суждений, позиций. Здесь нет места пафосу и патетике, только пережитые драмы, раскрывающие понятия и принципы реальности, познания человека о бытие, о мире, вселенной, самой сути человека. У каждого персонажа предельно ясный контекст, наделенный определенной философией. Кто мы — общество потребителей, ищущих умиротворение в исполнении всех своих желаний — от удобных ботинок до «мира во всем мире»? Или мы не можем спокойно спать, зная как подвергают смертельным пыткам за малейшую провинность в мире ислама? Где тот безоговорочно принимаемый верующими Бог и виновен ли он во всех земных радостях и страданиях? Может мы все — просто геноносители случайных половых контактов, вырастающих в определенном исторически и культурно сложившимся этносе? Наделены ли мы способностью ощущать себя счастливыми в нищете и горестях? А может цель и смысл жизни в самой жизни, ее развитие и познании? Вопросы и ответы кружат и кружат в напряженной атмосфере абсолютно проникнутого зала, только всплеск аплодисментов после каждого монолога актеров. Кстати, пора и актеров похвалить — практически все сумели «поймать» и передать гипнотизирующий темп вырыпаевских текстов, благо что на сцене все гениальные, состоявшиеся люди, настоящие личности со своей позицией в жизни и искусстве. Но мне хочется выделить Игоря Гордина, который открывал этот парад блистательных монологов и с первых фраз сумел настроить публику на философский лад, Ксению Раппопорт, ярко раскрывшую глубокую трагедию и вселенский масштаб мироощущения своей героини, мудрого, сдержанного в своей красивой старости Любшина, пронзительные стихи невероятно харизматичной Хаматовой.

«Иранская конференция» — стоящий спектакль, продукт слаженного оркестра единомышленников — талантливых, смелых, чувственных людей, желающих видеть нас, своих зрителей, думающими, духовно богатыми, настоящими.

Автор: Анна Виноградова

Теги: В РоссииВыбор редактора
Предыдущий Пост

Информационный портал Будущее России. Национальные проекты, оператором которого выступает ТАСС, начал свою работу

Следующий Пост

Человечество впервые в истории увидело настоящую черную дыру

Связанные Посты

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025

20 марта 2025 года в «Театре на Трубной» пройдет премьера спектакля«Вердикт» по мотивам пьесы «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. О...

Искусственный интеллект «прочитал» и проанализировал трилогию «Властелин Колец» Толкина

Искусственный интеллект «прочитал» и проанализировал трилогию «Властелин Колец» Толкина

05.04.2023

Российские ученые под руководством старшего научного сотрудника Института искусственного интеллекта AIRI (Москва) Ильи Макарова приспособили уже существующие нейросетевые алгоритмы для...

Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

27.07.2022

«Бесприданница» — спектакль о любви и товарно-денежных отношениях. В июле театр «Мастерская Петра Фоменко» отмечает 90 лет со дня рождения своего создателя. Петр Наумович...

Девушки из 1938 года: первая выставка 83-летней вышивальщицы открылась в Москве

Девушки из 1938 года: первая выставка 83-летней вышивальщицы открылась в Москве

14.06.2021

Москва, 14 июня. Необычная выставка 83-летней художницы из Санкт-Петербурга Юлии Алешичевой открылась в московском  музее русского лубка и наивного искусства...

В музее Победы на Поклонной горе певец из Сербии  впервые споет сербские военные песни

В музее Победы на Поклонной горе певец из Сербии впервые споет сербские военные песни

23.05.2021

Известный сербский телеведущий, актёр и певец Марко Долаш представит в Москве и Петербурге  проект «Балканский путник». «Сербия – прекрасная, вкусная...

25 лет хиту «Гранитный камушек» группы Божья коровка

25 лет хиту «Гранитный камушек» группы Божья коровка

19.02.2020

Удивительно наблюдать за жизнью песен, авторов которых ты лично знаешь, но одновременно эти сочинения уже стали в полной мере народными....

Загрузить Еще
Следующий Пост
Человечество впервые в истории увидело настоящую черную дыру

Человечество впервые в истории увидело настоящую черную дыру

НАСА опубликовало снимок пробуренного марсоходом Curiosity отверстия в почве Марса

НАСА опубликовало снимок пробуренного марсоходом Curiosity отверстия в почве Марса

Top Stories

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025
Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025
INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

11.03.2025
мх

©️ Ref news, сетевое издание Ref news (перевод названия на государственный язык Российской Федерации: Реф ньюс)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Cвидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66760, от 22.08.2016
Адрес редакции: 155516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18. Телефон: +74953459440, e-mail russunion@mail.ru. Главный редактор — К.В. Бендас.

Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения

© 2024