Театр Армии представляет публике премьерный спектакль текущего сезона «Дом под снос».
Театр Армии в списке московских театров пусть не самый рейтинговый и популярный, но со своим знаменитым прошлым и современной любопытной драматургической историей. Из прошлого в наследстве театра навсегда останутся корифеи — блистательный «учитель танцев» Владимир Михайлович Зельдин, «укротительница тигров» и серьезная драматическая актриса Людмила Ивановна Касаткина, грандиозного репертуарного диапазона великий Андрей Алексеевич Попов, властная Васса Железнова и удивительно душевная в «Женщинах» Нина Афанасьевна Сазонова, Николай Исакович Пастухов, отчетливо врезавшийся в мою память в роли Самсона Вырина — папеньки, в фильме Сергея Соловьева «Станционный смотритель».
Говорить о великих ушедших можно долго, со вкусом и с нарастающим удовольствием — благо тема благодатная, я в свои юные годы пересмотрела весь репертуар театра, тогда еще Советской Армии, потому что жила по-соседству. И, конечно, по-уши влюбленная в Чурсину, Голубкину, Покровскую, часто ходила на спектакли с их участием.
Ностальгия по прошлому закончилась, все вводные обозначены, переходим к настоящему. А в настоящем есть спектакль «Дом под снос» режиссера Андрея Бадулина, ученика больших мастеров театрального искусства — Андрея Гончарова, Марка Захарова, Зиновия Корогодского.
В театре Армии Бадулин работает с 1991 года и поставил более десятка спектаклей. » Дом под снос» — второй спектакль по пьесе современного драматурга Анатоля Крыма.
Сразу скажу — и пьеса, и сам спектакль не из серии новомодных и новаторских — с изощренной, требовательной и вызывающей драматургией, оригинальной сценографией и монологами-исповедями. Здесь все просто, понятно и щемяще искренне. На сцене — обыденный антураж холостяцкой квартиры — вешалка, стол, стулья, буфет, дверь в ванную комнату и окно. В окно смотрят герои и, под шум проезжающего поезда, говорят о сокровенном, а зритель видит проходящие поезда на экране задника сцены, сочувствуя и вспоминая о своем. Вот, собственно, и все сценические составляющие. И этого, оказывается, вполне достаточно для создания удивительно трогательной, смешной, порой болезненно неловкой атмосферы, в которой встретились два немолодых, порядочных, одиноких человека. Мужчина и женщина. У каждого есть своя история и прошлое. Но судьба свела их в обыденной, понятной до боли ситуации — взрослые дети хотят их пристроить и даже несколько нажиться за счет папы-мамы. Звучит обидно и даже трагично, если бы не сама пьеса, в жанре комедии и два потрясающе талантливых актера.
Алина Станиславовна Покровская помнится зрителю средних лет по легендарному фильму «Офицеры», влюблены в которую были герои Юматова и Ланового. В роли Софьи Александровны, пенсионерки-учительницы, она все также женственна и интеллигентна, до глупости щепетильна и трогательно смешна. «Заботливая» дочь толкнула ее в сомнительную квартирную аферу, где бонусом должна оказаться личная жилплощадь, взамен оставленной любимой Леночке. Пресловутый квартирный вопрос сталкивает ее со Степаном Николаевичем, вдовцом, «добрый» сын которого решил, что отец должен быть пристроен в старости к хорошей женщине.
Степан Николаевич в исполнении Сергея Колесникова — настоящая движущая сила и душа спектакля. Бывший железнодорожник, простецкий в манерах и поведении — кладезь доброты, житейской мудрости, живой энергии. Колесников покоряет публику сразу, с первых, беспокойных, суетливых движений, забавных реплик, которыми изобилует весь спектакль. Его Степан Николаевич, в свойственной манере, пытается заинтересовать и расположить Софью Александровну, потому что устал от одиночества, потому что свеж и молод душой. Эта пара немолодых и стесняющихся своей нелепой ситуации людей недоверчиво, робко идет на сближение. Конечно, героиня Покровской слегка заносчива и недовольна, конечно, герой Колесникова балагурит. И откровенен, так по-настоящему, что порой не смешно. Когда среди пустой мишуры и забавных подтруниваний над Софьей Александровной Степану Николаевичу открылась вся суть манипуляций родного сына, случилась воистину трагическая сцена, глубоко, талантливо исполненная Сергеем Колесниковым. Из энергичного, хорохорящегося холостяка он превратился в потерянного, разбитого от стыда и позора пожилого мужчину, у которого всегда было достоинство — чистая совесть. И весь зал вместе с ним замер и застыл.
На протяжении всего спектакля публика не остается равнодушной — текст драматурга Крыма мы сами проговариваем в повседневной жизни, шутим подобными фразами, сетуем и скулим, порой, созвучно героям. Здесь действительно все про нашу жизнь, без пафоса, с честным юмором «с высоты прожитых лет», с легким налетом цинизма, и не удручающе скорбно.
Но пьеса называется комедией и мы имеем право на позитивный финал. Лукавить не намерена, все у немолодых и одиноких сложится неплохо. Не без препираний, которые изумительно легко и ненавязчиво сыграет Алина Покровская — вся такая «неожиданная и противоречивая», в сомнениях и желании довериться. И, безусловно, Степан Николаевич окажется на высоте положения… С гармошкой наперевес — этот волшебный актер Колесников и на гармонии играет, присев рядком, затянут герои «На тот большак, на перекресток…» и зал подпоет. Подпоет искренне, тихонько, тушуясь. А потом долго, стоя, наградит потрясающий актерский дуэт Покровская-Колесников честными, настоящими аплодисментами.
Кстати, у этих актеров есть еще один совместный творческий шедевр — «Старомодная комедия» Алексея Арбузова. Пока не видела, но точно в моих планах.