Премьера балета Иржи Килиана «Забытая земля» в Большом театре
В репертуаре Большого появился еще один балет чешского хореографа Иржи Килиана — «Забытая земля». Постановка была осуществлена в 1981 году на музыку Бенджамина Бриттена «Симфония-реквием», а сюжетом послужила картина Эдварда Мунка «Танец жизни». Нарисованные на полотне художником пары оживают перед зрителем, рассказывая языком танца свою драматическую историю. Их шесть — пара в белом, черном, красном, сером, розовом и бежевом. У каждой пары своя хореографическая партитура, своя эмоциональная подача, свой ритм. Килиан в «Забытой земле» проявляет себя в качестве хореографа- философа, пытается погрузить публику в глубинные переживания каждого образа, посредством пластического рисунка открывая нам внутренний мир героев. Перед нами нет предыстории, прошлого и будущего персонажей, они живут здесь и сейчас, как бы в моменте настоящего, демонстрирую свою сущность, характер, настроение. Конечно, передача замысла хореографа — суть таланта исполнителей, а в Большом таковых целое созвездие. Хочется особо отметить Марию Виноградову, в паре в черном она просто поразила своей пластикой, точным попаданием в музыкальный ритм и драматургию образа. В паре в красном блистал Игорь Цвирко — динамичный, мощный, заражающей своей энергией. Любопытно было посмотреть на нового артиста балета Якопо Тисси, приглашенного Махаром Вазиевым из Ла Скала. Действительно по-итальянски красив, статен, выразителен. В целом, можно сказать, что балет состоялся.
А первой в этом балетном марафоне была представлена «Клетка» Джерома Роббинса на музыку И. Стравинского. И хотя этот спектакль не был премьерой, именно он задал настроение. Премьера состоялась в Нью-Йорке в июне 1951 года, но и по сей день — это истинный шедевр современной хореографии. Начиная от сюжета, а речь идет о перипетиях в жизни пауков, а точнее паучих, с их замысловатыми, ломанными, скрюченными танцами, преподнесенными Роббинсом во всей красе — от витиеватых, заманивающих в сети, до алчных, пожирающих жертву. Пластика, хореография, костюмы, сценография переносят нас в мир насекомых, неожиданного выросших до человеческих размеров.
И опять хочется отметить балетную труппу Большого — от кордебалета до солистов — все было исполнено ярко, слаженно, музыкально, артистично. В главной партии блистала Екатерина Крысанова — балерина экстракласса, невероятных физических возможностей и большого драматического таланта. Буквально на глазах публики она превратилась из закутанную в кокон «новенькую» вначале в трепетное, радостное создание, а затем в алчную, жаждущую победы и власти самку. Выгнутые лопатки, растопыренные как щупальца пальцы, резкие и в тоже время грациозные движения — все абсолютно завораживало и переносило зрителя в другой мир. Аплодировать хотелось бесконечно!
И под занавес — «Этюды» Харальдера Ландера на музыку Карла Черни.
Этот балет — настоящее приношение танцу, демонстрирующий зрителю всю танцевальную кухню — от пяти базисных позиций, до самых сложных движений, от репетиционного станка до сценического выступления. Балет яркий, стильный, насыщенный движениями, участниками, динамикой.
Это настоящий вызов балетной труппе — экзамен на профессионализм, качество, подачу. Не даром он был исполнен «Лондон Фестиваль Балле» во время празднования свадьбы Грейс Келли и князя Ренье. Труппа Большого, на мой взгляд, экзамен выдержала с честью. И солисты — Евгения Образцова, Вячеслав Лопатин, Марк Чино были на высоте. Исполнение требовало виртуозной, безукоризненной техники, высокого прыжка, четкой фиксации, головокружительного фуэте — всем этим арсеналом уверенно владеет очаровательная Евгения Образцова — одна из любимых балерин Пьера Лаккота. Именно для нее мэтр поставил в Большом балет «Марко Спада», отмечая, что такая четкая работа ног, как у Евгении, может быть только у балерин Гранд опера, а это огромный комплимент, между прочим.
В заключении хочется отметить, что все три балета — разные по сути, форме и содержанию, на удивление сочетаемые и оставляют у публики гармоничное, легкое, радостное представление о современной хореографии, труппе Большого театра, на деле доказывающей, что «в области балета мы впереди планеты всей»!
Автор: Анна Виноградова