Русский рок, к его чести, породил немало уважаемых рок-звезд, хотя ценность явления до сих пор горячо обсуждается. Но как тогда, так и сейчас люди английского языка не знают в подавляющем большинстве, тем более когда слушают англосаксонские песни, а посему душа может требовать что-нибудь понятного уху, например, того же Шнура или Оксимирона, с каждым годом все больше набивающих оскомину. Да, время русского рока безвозвратно ушло и наследие некоторых артистов настолько неактуально, что воспринимать их потуги периода заката коммунизма просто невозможно. Опять-таки, за исключением некоторых, включая «Кино».
В конце 1980-х я пошел в первый класс, поэтому в то романтическое время русского рока еще не жил полной жизнью и дать оценку антуражу могу лишь отчасти. Я помню то время, как период разрухи – обшарпанные больницы, вонючие овощные магазины, где прямо из дырки в стене вываливалась грязная картошка, а также снующие по дворам желтые милицейские «уазики». Весь тот рок я услышал позже, в 1990-х, но одной из первых услышанных мной групп были именно «Кино». В самом конце 1980-х и начале 1990-х из каждого окна моно магнитофоны требовали перемен. Помню, как старшие говорили: «Кино – это г*вно», и что слушать надо «Кармэн» и «Технологию». Правда, я все не мог понять, зачем сажать алюминиевые огурцы, если они все равно не вырастут? Уже лучше и в самом деле требовать перемен. «Кино» тогда было настолько много, что у многих они ассоциировались с «Ласковым маем» с гитарами.
В общем, я то время помню плохо, поэтому меня легко обмануть антуражем, хотя какие-никакие представления имею. Тем не менее антураж, созданный Серебренниковым, вызвал уйму споров еще на этапе съемок. И фильм, аки творение «Матильда», ввергнувшее в исступление православного депутата Поклонскую, вверг в исступление не депутата Тропилло. Конечно, когда на экране ненавистный многим обтекамый Рома Зверь играет Майка Науменко, рок-ретрограды переживут такие же чувства, как в период, когда узнали, что «МММ» вклады не вернет, а ушлый Леня Голубков хотя бы успел купить жене сапоги. Фильм, конечно же, получился фальшивым и он не о том времени. Фильм об отношениях и любви – все просто. Конечно, можно бить копытцем и желать режиссеру нехорошего, но надо отдать должное – он первым снял фильм о Цое. Да, с отступлениями и театральностью, но снял же.
И как оказалось, крамолы в картине нет, как и полностью искаженного антуража тех лет. К сожалению, «Кина» не будет, вернее мало Цоя, но если вам совсем не по душе коверканье рок-истории СССР, тогда проходите, пожалуйста, мимо. По мне, при всей милоте и стараниях Тео Ю, красоте Ирины Старшенбаум и очках Ромы Зверя, лучший момент о «Кино» был показан в финальных сценах картины Балабанова «Груз 200». Но пусть в «Лето» много интересного упущено, картина вполне может дать зеленый свет прочим киноделам, сотворить что-нибудь о их любимых исполнителях тех лет.