Даже мимолетный взгляд на «Бегущего по лезвию 2049» переносит вас в мир Декарда. В сиквеле Дени Вильнёва (Denis Villeneuve) по научно-фантастическому шедевру Ридли Скотта (Ridley Scott) подобраны идеальные цвета, которые превосходно отображают атмосферу оригинала.
Для режиссера этого фильма было очень важно добиться схожести визуального ряда и общей атмосферы с оригинальной кинокартиной «Бегущий по лезвию» (1982 г.).
В то время фильм «Бегущий по лезвию» послужил отличной пищей для философских рассуждений на тему развития искусственного интеллекта, когда в обществе разгорелись научные споры о личности и философии: является ли Декард репликантом? Есть ли у андроидов души? Что делает нас людьми?
В оригинальной картине ответ можно найти, заглянув в глаза. Тест на эмпатию Войта-Кампфа, который «бегущие по лезвию» используют для того, чтобы идентифицировать репликантов, теперь приобрел особое место в популярной культуре. Поразительный образ прекрасных голубых зрачков, отражающих огонь и свет, становится кино-иконой, а эмоциональные финальные фразы Рутгера Хауэра (Rutger Hauer), когда его персонаж Рой Батти, сдается перед лицом смерти, являются одним из возвышенных моментов в истории фильма:
«Я видел вещи, которым вы, люди, не поверите. Атакующие корабли на обочине Ориона. Я видел, как С-лучи сияют в темноте рядом с Вратами Таннхойзера. Все эти моменты будут потеряны во времени, как слезы в дождь. Время умереть».
А теперь появился «Бегущий по лезвию 2049», готовый расширить исследование глаз и личности с помощью потрясающих визуальных эффектов. В свете неоновых огней и причудливого мерцания персонаж Джареда Лето (Jared Leto) Ниандер Уоллас, раздумывает над созданием репликантов, как слепой бог. Его белые зрачки обладают зловещей и таинственной притягательностью, однако его слепота при этом обманывает любое чувство ограничений — хотя он и не может видеть, у него есть «видение», как создавать или прекращать жизнь.
Изначально Вильнёв хотел видеть в роли Ниандера Уолласа Дэвида Боуи (David Bowie). Покойный певец, «во многом» повлиявший на «Бегущего по лезвию», был также хорошо известен своими разными глазами, что придавало ему несколько потусторонний вид — Лето создал этот эффект с помощью «сделанных на заказ контактных линз, которые придали его глазам идеальный матовый цвет».
Шпионский глаз
Глаза часто используются в кинематографе как визуальный код моральности персонажа. Традиционно, поврежденные глаза означают «плохишей» и коррупционеров, намекая на то, что через эту кривую призму они видят мир в темном и опасном свете. Зловещий шрам на правом глазу Дональда Плезенса (Donald Pleasence) делает его персонажа, Эрнста Блофелда из фильма «Живешь только дважды» (1967), запоминающимся злодеем бондианы.
Оскароносный фильм «Китайский квартал» (1974) полон треснувших линз, разбитых очков и других средств, искажающих визуальное восприятие, а финальная сцена оканчивается тем, что персонажу актрисы Фэй Данауэй (Faye Dunaway) Эвелин Мюлврей, простреливают глаз.
И как Карл Фогарти в фильме «История жестокости» (2005), Эд Харрис (Ed Harris) с удовольствием показывает свой шрам на камеру, вспоминая, как его глаз вырвало колючей проволокой.
В кино также полно «стариков» с катарактами, насылающих проклятия («Затащи меня в ад»), слепых священников, предавших веру (Отец Спилетто из «Омена») и «мутантов» с необычными глазами, выслеживающих ничего не подозревающую жертву («У холмов есть глаза»).
Компьютеры и роботы добавляют этой психопатологии необычный поворот: спокойные красные линзы HAL 9000 в фильме «2001: Космическая Одиссея» (1968), пустые металлические глаза Юла Бриннера (Yul Brynner) в «Мире Дикого Запада» (1973) и постоянная красная точка, сияющая в серебряном черепе Арни в оригинальном «Терминаторе» (1984). Это вызывает у зрителя страх из-за чувства сверхъестественного.
Если мысль о нечеловеческом сознании, проглядывающем через глаза как «зеркало души» вызывает беспокойство, то это потому, что вместо человеческого понимания вы видите там нечто совершенно другое: ужас и интерес неизвестности.
Напротив, персонажи чаще всего получают пользу от расширенного зрения. В фильме Кристофера Рива (Christopher Reeve) «Супермен» (1978) главный герой обладает рентгеновским зрением, а «Нео» Киану Ривза из «Матрицы» (1999) осознает свою судьбу как «Избранного» только тогда, когда у него получается визуализировать матричный мир и понять, как изменить его правила изнутри.
Новый взгляд
Однако изменение нашего восприятия глаз и того, как мы их видим, также заметно на экране. Теперь стали популярными слепые супергерои, такие как Сорвиголова, в фильме (2003) и на телевидении (c 2015 года), и антагонисты, такие как Эллиот в «Мистере Роботе» (с 2015 года), которые «видят мир иначе» в связи с необычной комбинацией диссоциативного расстройства личности и экстраординарных хакерских навыков. Пронзительный взгляд Рами Малека (Rami Malek), одновременно напоминающий немигающие глаза постоянно смотрящего в экран человека и широко раскрытые от паранойи глаза наркомана, добавляют сложному персонажу Мистера Робота в его исполнении больше гипнотичности.
Возвращаясь к невероятно затягивающему миру Декарда, похоже, что Ниандер Уоллас имеет все шансы стать еще одной иконой кинозлодея: некоторые критики уже сейчас считают этот фильм шедевром. Затуманенный взгляд Ниандера хорошо вписывается в общую обстановку «Бегущего по лезвию 2049», а его способность создавать искусственный интеллект окрашивает видение будущего в темные тона. Однако каким бы мрачным ни был внешний вид «Бегущего по лезвию 2049», от фильмов, которые выглядят так хорошо, как этот, сложно оторвать взгляд.
Источник: The Conversation