Про таких, как T.Sвояк (в жизни Дима Шевляков) говорят: «прошел Крым и рым». Бывший наркоман, успевший пожить по всему югу России, а ныне остановившийся в Петербурге, избегает в своем творчестве привычных христианских штампов. Выросший на «Касте» и Wu-Tang Clan, с головой погруженный в рэп и хип-хоп культуру, «Свояк» старается нести творчество в районы и во дворы, он и есть та самая молодая шпана, к которой когда-то взывал Гребенщиков.
Мы поговорили с T.Sвояк о рэп-культуре, причинах ее влияния и о том, как он пришел к Богу.
В новом клипе на песню «Похож на Иисуса» ты предстаешь в таком образе, как будто ты жесткий пацан с района. Ты специально выбрал себе такой образ – «парня окраин»? Как вообще ты относишься к рэпу в целом – это для тебя культура, стиль жизни или просто инструмент для проповеди Христа?
Как я выгляжу в своих клипах – так же я выгляжу в жизни. То, о чем я читаю в своих треках, сам переживаю в своей жизни, либо это переживают мои близкие. Это 100% не образ, это то, что я получил в своей жизни. На моем лице запечатлен весь мой жизненный опыт. Мое творчество – это отпечаток протектора мой жизни. Я переношу на бумагу то, как я живу. На камере я совершенно естественен – никакого образа, никакого пафоса. Ничего придуманного – чистый «лайф» и чистый «тру».
А по поводу моего отношения к рэпу. Моя мама, когда мне исполнилось 6 лет, подарила мне первый плеер. Это был 96-й или 97-й год. Я потом сказал ей: «мама, подари мне кассеты с неграми». И она мне подарила кассету с альбомом Ol’ Dirty Bastard — одного из MC клана Wu-Tang. И я начал слушать такую музыку, можно сказать, я вырос на черной музыке – Wu-Tang Clan и Onyx. В процессе ребята мне показали русских исполнителей от жанра, таких, как «Каста». Рэп для меня – культура и образ жизни. Неотъемлемая часть меня.
Ведь как живет рэпер и MC? Он приходит к друзьям, слушает, о чем те говорят, что они переживают. Видит какие-то вещи в своей жизни и фиксирует в своем сознании, а затем пытается рифмовать. Так же ты приходишь в церковь, слушаешь проповедь пастора, получаешь откровение и пытаешься срифмовать, чтобы добавить в один из куплетов. Или же ты просто едешь в автобусе, в голове наплыв информации и ты этот поток сразу фиксируешь.
Я люблю выступать на рэп-фестивалях, на фестивалях граффити, где я общаюсь с людьми, а они со мной делятся своим опытом. Хип-хоп культура неотъемлемая часть моей жизни.
Сам ты проживаешь в Санкт-Петербурге, но в твоей музыке чувствуется влияние именно российской периферии. Что-то между старой «Кастой» и «Триагрутрика». Тебе совсем не близок лоск, присущий культурной столице России?
На данный момент я проживаю в Санкт-Петербурге. Живу тут 4 года, а сам я из Ростова-на-Дону, с западного района. Жил и в других городах России, в основном на периферии – Липецк, Сочи, Ставрополь, Краснодар, Воронеж. Еще жил в Кабардино-Балкарии. На данный момент собираюсь оставаться в Санкт-Петербурге, если, например, не будет варианта переехать в Америку. А лоск северной столицы мне совершенно не присущ.
Лет 20 назад музыкой в России, да и на всем постсоветском пространстве, правил рок. Рокеры делились на культовых, уважаемых и новых. Одну волну сменяла другая. Но тут пришел рэп, и просто не оставил камня на камне от былой популярности самого влиятельного жанра. Конечно, «ДДТ» и «Машина Времени» соберут большие площадки, но стадионы теперь подвластны только «Басте» и Оксимирону. Как ты думаешь, почему рэп так сильно вырвался вперед? И почему новое поколение в подавляющем большинстве выбирает именно рэп?
Потому что в этой музыке они находят себя. Эта музыка дает им драйв, она освещает их проблемы. Рэп несет свой «вайб», это интересная культура и многие люди хотят быть к ней причастными, независимо от своего социального положения.
В одном из последних интервью главный фрик русского рэпа Паша Техник назвал «христианский рэп» полной… ерундой. Ты сам как считаешь: стоит ли разделять рэп на христианский или светский, или же христианским рэперам нужно пробовать выходить за пределы церковных стен?
Рэп, по факту, уже разделен на многие поджанры. Например, наш рэп гангстерский, поэтому мы говорим о гангстерах. Или мы делаем трэп, потому что мы крутимся среди девчонок, денег и крутых тачек. Мы христианские рэперы, потому что мы говорим о Христе. Такую обусловленность придумывают сами рэперы. Я бы не называл себя христианским рэпером. Я христианин на 100% и я рэпер на 100%. Конкретно мой рэп наполнен христианским мировоззрением и христианским образом жизни. Но форма послания и язык достаточно светские. Есть христианские рэперы, которые просто пересказывают Евангелие, но в какой-то нелепой форме, с нелепыми рифмами и панчами. Так что Паша Техник где-то местами и прав. Но я бы не стал опираться на его мнение, потому что оно недостаточно авторитетное в данном вопросе.
Как ты пришел в церковь?
К нам на район приходила девушка, которая благовествовала моему другу Михе. Она ему говорила: «Мишаня, есть лучшая жизнь… Есть церковь, есть Библия, есть Иисус, который в корне меняет и преображает твою жизнь… Пойдем в церковь, я тебя познакомлю с братьями и сестрами». На тот момент, что у меня, что у Мишани был образ жизни, когда мы употребляли наркотики уже не первый год. Миша отреагировал на ее слова типа: «Ты сумасшедшая что ли? Какая церковь? Чё за братья и сестры – это секта какая-то!?». Короче, он послал ее подальше, и мы двинулись по своим делам. Но при этом ее слова коснулись моего сердца – о другой жизни, что тебе протягивают руку помощи, и что все в жизни может восстановиться. Ее слова не давали мне покоя. И на следующий день, когда я проснулся, я поехал к Мишане и сказал: «Дай мне ее телефон». Эта девушка оказалась его одноклассницей. Тоже, кстати, бывшая наркозависимая. Муж у нее до покаяния был бандитом. И я видел, как их семья полностью восстановилась, восстановились их личности. Я позвонил ей и спросил: «Люся, о чем ты там говорила?…». Она прислала ко мне служителей церкви. Они пришли к нам домой, прошли на кухню, там сидела моя мама. Они начали рассказывать нам об Иисусе, о ребцентрах для наркозависимых. Я согласился поехать в центр, где познакомился с Богом в молитве.
А с Мишаней-то что стало после твоего обращения к Богу?
Он интересовался, куда я делся, когда меня увезли в ребцентр. Он меня искал, но даже моя мама не могла ему нормально объяснить, куда меня увезли. Раз в полгода я приезжал из ребцентра домой и каждый раз говорил Мише о Боге. Говорил ему о том что то, что происходит на районе и в его жизни – «фэйк». Говорил о том, что он так жить не должен, что есть жизнь лучше. Он реагировал на меня так же, как реагировал на Люсю.
На протяжении трех лет я приезжал из Питера в Ростов к родителям, и каждый раз приходил к нему. И вот спустя эти три года он сам меня набрал и спросил: «Ну, расскажи мне еще раз об этом. Реален ли тот выход, которым ты вышел?» На данный момент он прошел реабилитацию от наркотиков, живет в Москве, в Южном Бутово. Сейчас он занимается волонтерством, под его руководством несколько человек и они работают с теми, кто попал в сложные жизненные и социальные обстоятельства. Он несет Евангелие и Весть о спасении. В общем, Миша теперь в служении, в деле и церкви. Спустя три года сеяния Слова в него.
После ряда уже выпущенных тобой одиночных синглов, планируешь ли ты запись полноформатного альбома?
До ноября месяца текущего года мы планируем выпускать каждый месяц сингл и клип к синглу. То есть 10 месяцев – 10 клипов и синглов. Потом выберем из этого лучшее. И, даст Бог, завершим год если не альбомом, то сделаем миньон из 5-6 треков.