Завершилась программа VI международного фестиваля современной хореографии Сontext.Diana Vishneva.
В этом году программа была насыщена событиями — Вечер молодых хореографов в рамках ContextLab, мастер-классы, ContextSpeaks с художественным руководителем Национального балета Канады Карен Кейн и с известным хореографом Охадом Наарином, открытый урок и интенсив по языку движения Gaga с Наарином. Этот бесценный опыт (заявок на участие было свыше 150-ти и не только из России, но и из Европы и США) поможет раскрыться новым талантам, расширить географию фестиваля.
И, конечно, особая благодарность Диане Вишневой, что позволила нам — зрителям, увидеть подготовленную в рамках фестиваля уникальную программу зарубежных танцевальных коллективов.
Закрывался фестиваль представлением «Венесуэла»: известной танцевальной компании «Батшева» — одного из самых передовых хореографических коллективов в мире. Передовое и новаторское бывает феерическим и сразу покоряет, а бывает спорным, неожиданным и не всегда понятным. Лично для меня «Венесуэла» попала во вторую категорию и вызвала желание поглубже познакомиться с историей коллектива, обрасти нужной информацией.
Танцевальная компания» Батшева» была создана в 1964 году баронессой Бат-Шева де Ротшильд и ее первым руководителем стала американский хореограф Марта Грэм, входящая в «великую четверку» основоположников американского танца в стиле модерн, вместе с Дорис Хамфри, Чарльзом Вейдманом и Ханьей Хольм. Именно Марта Грэм заметила Охада Наарина в 1974 году и пригласила его в качестве танцовщика в свою труппу в Нью-Йорке. Следующие два года Охад учился в Школе американского балета, Джульярдской школе (одно из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки), у знаменитых преподавателей балета Мэгги Блэк и Дэвида Говарда. Именно они научили молодого Наарина открывать возможности человеческого тела и тому, как с ним обращаться для полного раскрытия своего потенциала. Важно отметить, что среди учеников Мэгги Блэк и Дэвида Говарда были такие признанные ныне звезды как Уильям Форсайт, Триша Браун, Наталья Макарова, Кевин Маккензи. Думаю, с тех времен у Охада Наарина стала формироваться идея создания уникального танцевального языка Gaga — инновационной философии движения.
Как танцовщик Наарин провел сезон в труппе Мориса Бежара «Балет XX века», а с 1979 года начал свою блестящую карьеру хореографа. Он ставил спектакли в Нью-Йорке, для Нидерландского театра танца, израильских танцевальных компаний «Кибуц» и «Батшева».
В 1990 году Охад Наарин был принят на должность художественного руководителя «Батшевы» и он сразу становится возмутителем спокойствия — постановки вызывают яростные обсуждения в кнессете, по его инициативе строится огромный репетиционный зал в центре Сюзанны Делаль, создается экспериментальная молодежная труппа «Батшева-ансамбль».
В 2004 танцевальная компания «Батшева» впервые гастролировала в России с культовым спектаклем «Анафаза», а в апреле 2018 художественный руководитель балетной труппы Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Лоран Илер поставил в тройку одноактных балетов «Брянцев/ Гёке/ Наарин» постановку «Минус 16» Охада Наарина.
«Венесуэла» — последняя постановка хореографа. Созданием музыкального сопровождения и саундтреков занимался сам Наарин под псевдонимом Максим Варатт, художник по свету — Ави Йона Буэно, художник по костюмам — Эри Накамура.
Несмотря на говорящее название, не стоит искать в спектакле какую-то связь с Латинской Америкой ни в музыке, ни в танце — есть лишь несколько «связующих штрихов». Так, от группы медленно уходящих в глубину сцены танцоров отделяется одна пара и застывает в выразительной позе из аргентинского танго. В свою очередь плотная толпа, продолжая неторопливые, тягучие движения под звучание григорианского хорала, вдруг распадается, и каждый выражает себя уже хореографически индивидуально, подчеркнуто гротескно. В этом общем хаосе вдруг возникает дуэт с неожиданным рисунком латиноамериканского танца, намеренно поспешным, как на перемотке, с нарочито вывернутыми руками-ногами.
Быстрые, нервные движения танцовщиков не подчинены никакой задуманной хореографии, они лишь суть воплощения идеи: диалог ведется языком Gaga — это основа, азбука, посредством которой танцоры выражают свои эмоции, вовлекая зрителя, приглашая его к соучастию.
Действительно ценное в труппе «Батшева» — исполнители, с отличными физическими данными, растяжкой, подвижными суставами и невероятной ломкостью. Они «разговаривают» с нами на Gaga: красиво исполненные судороги рук и ног, смена ритма движений, провокационная разбалансированность тела. Это представление — безусловная заслуга Охада Наарина — хореографа, творящего уникальный язык, который стоит еще постичь!
И я искренне старалась вовлечься: в заторможенность, в энергичную беготню под врезавшийся в хорал ритм рэпа, в игру с кусками материи, ярко подсвеченными, в индивидуальную пластику танцоров, действительно потрясающую. Я даже обуздала свои слуховые рефлексы и подчинилась сводящему с ума нарастающему гулу «мартеновского» цеха в ожидании второй части.
«Венесуэла» состоит из двух частей — каждая по сорок минут. Вторая, однако, практически полностью повторят первую, только исполняется другой частью труппы и под другую музыку. Вот опять появляются женщины-наездницы, а под ними и мужчины- слоны-ослы медленно двигаются под мелодичную песню дочерей Индии. Опять трепещут красиво подсвеченные теперь уже флаги и вновь конвульсивные, сумасшедшие движения танцоров, прибывших к нам, по-моему, из космоса, продолжают подчинять все внимание зрителя!
И все-таки мне чего-то не хватило. Да, было любопытно, да, неординарно, да, своеобразно, но скучно.
Возможно, хореографический язык Охада Наарина я просто пока не усвоила и многое у меня еще впереди.
В Культпоход ходила автор: Анна Виноградова