3 января 2019 года исполнилось 127 лет со дня рождения Джона Рональда Руэла Толкина — одного из величайших мировых англоязычных писателей, создателя литературного стиля фэнтези и верного христианина-католика.
Для своих детей в начале XX века он написал книгу «Хоббит», которая быстро стала популярной, а затем создал литературную трилогию «Властелин колец», оказавшую колоссальное влияние на мировую культуру и искусство во второй половине прошлого века.
Толкин был свидетелем всех ужасных событий XX века. Он лично бился с немцами в Первую мировую войну, дослужившись до звания младшего офицера, наблюдал распад Российской империи и кровавую поступь Революции в России, создание СССР, Вторую мировую войну, на полях которой сражался его сын, и войну США во Вьетнаме.
Но рассказывал Толкин в своих книгах о другом, отмечая, что война в его произведениях — всего лишь декорация.
«На мой взгляд, истинная тема романа затрагивает проблемы куда более вечные и сложные: это Смерть и Бессмертие; загадка любви к миру, владеющей сердцами расы, «обреченной» покинуть его и, по всей видимости, утратить; тоска, владеющая сердцами расы, «обреченной» не покидать мир, пока не завершится его подстегиваемая злом история», — пояснял Толкин в одном из своих писем.
Его ближайшим другом был еще один знаменитый на весь мир писатель и христианский апологет (протестант-англиканин) К.С. Льюис, создавший «Хроники Нарнии».
«Я терпеть не могу Аллегорию — аллегорию сознательную и умышленную, — и, однако ж, все попытки объяснить сущность мифа и волшебной сказки по необходимости задействуют язык иносказания. (И, конечно же, чем больше в истории «жизни», тем с большей легкостью к ней применимы аллегорические интерпретации; а чем лучше сделана намеренная аллегория, тем скорее ее воспримут просто как историю.) Как бы то ни было, во всей этой писанине речь идет главным образом о Падении, Смертности и Машине. О Падении — неизбежно, и мотив этот возникает в нескольких формах. О Смертности, тем более что она оказывает влияние на искусство и тягу к творчеству (или скорее к вторичному творчеству), у которой вроде бы нет никакой биологической функции и которая не имеет отношения к удовлетворению простых, обыкновенных биологических потребностей, с каковыми в нашем мире она обычно враждует. Это стремление одновременно сочетается со страстной любовью к первичному, настоящему миру и оттого исполнено ощущения смертности — и в то же время миром этим не насыщается. В нем заключены самые разные возможности для «Падения». Оно может стать собственническим, цепляясь за вещи, созданные «как свои собственные»; творец вторичной реальности желает быть Богом и Повелителем своего личного произведения. Он упрямо бунтует против законов Создателя — особенно же против смертности. И то, и другое (поодиночке или вместе) непременно ведет к жажде Власти, и того, чтобы воля срабатывала быстрее и эффективнее, — и отсюда к Машине (или Магии). Под последним я разумею любое использование внешних систем или приспособлений (приборов) вместо того, чтобы развивать врожденные, внутренние таланты и силы или даже просто использование этих талантов во имя искаженного побуждения подчинять: перепахивать реальный мир или принуждать чужую волю. Машина — наша более очевидная современная форма, хотя и соотносится с магией теснее, нежели обычно признается», — писал Толкин.
После громкого успеха фильмов Питера Джексона «Хоббит» и «Властелин колец» компания Amazon приступает к съемке высокобюджетного пятисезонного телесериала «Властелин колец».
Автор: Андрей Шойхет.