Суббота, 5.07.2025
  • О проекте
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты

КУЛЬТПОХОД : Иранская конференция — предложение задуматься о мире, о человеке, о жизни, о себе

от Редактор
10.04.2019
в Культура
1 мин чтения
КУЛЬТПОХОД : Иранская конференция — предложение задуматься о мире, о человеке, о жизни, о себе

Театр наций на своей основной сцене представил премьеру спектакля режиссера Виктора Рыжакова по новой пьесе драматурга Ивана Вырыпаева «Иранская конференция».

Сразу можно сказать, что это настоящее событие в театральной жизни столицы. И дело даже не нескольких актерских ансамблях, хотя на сцене блистают звезды — Евгений Миронов, Ксения Раппопорт, Ингеборга Дапкунайте, Чулпан Хаматова, Станислав Любшин, Вениамин Смехов, Игорь Гордин и другие ведущие артисты. Дело в самой пьесе, именно она является мощным локомотивом, движущей силой, пробивающей инертность сознания, обыденность восприятия, побуждая включится мыслительному процессу.
Как говорил великий Аркадий Райкин : «Шарики бегают! Мысль движется, мозги шевелятся — думает человек, соображает!» Именно этого стремится добиться настоящий, большой художник, и именно в этом мне видится самое ценное в спектакле — с первых минут первого монолога и до последней актерской фразы зрителей не отпускает напряжение от острого желания слушать и услышать, вникнуть, понять правду каждого, успеть «прикинуть» на себя, сопоставить со своим внутренним миром.

Но хотелось бы все по-порядку.

Иван Вырыпаев, один из выдающихся современных драматургов, пишущих на родном нам русском, показал свою сценическую версию «Иранской конференции» в декабре прошлого года в центре «На Страстном» с польскими актерами на английском языке и все два часа сам читал синхронный перевод для московской публики. Постановка произвела яркое впечатление на Евгения Миронова, художественного руководителя театра наций, который задумал поставить пьесу в своем театре и пригласил режиссера Виктора Рыжакова, который уже имел успешный опыт работы с текстами Вырыпаева в театральном центре «Практика». В 2002 году он поставил «Кислород», в 2004 — «Бытие № 2», в 2006 — «Июль», а в 2014 — пьесу «Пьяные» на сцене МХТ им Чехова. Все спектакли имели большой резонанс и горячий отклик у публики. И вот новая совместная творческая работа, сложная, необычная, глубокая.
«Иранская конференция» — пьеса бессюжетная — здесь нет завязки, развития, явного взаимодействия героев и традиционной театральной динамики. Конференция — сугубо деловое мероприятие по заданной проблематике и списком выступающих. И проходит она в Копенгагене, в Дании — успешной стране с высоким уровнем развития и социально обеспеченным населением, у которого есть время, место, и, главное, желание задуматься о судьбах несчастных, несвободных, бесправных, подавляемых физически и морально. Друг за другом к микрофону выходят спикеры — ученый-востоковед, журналистка, побывавшая в иранском плену, политолог, супруга премьер-министра, активно занимающаяся благотворительностью, эпатажный писатель, скандально прославившийся священник, известный дирижер и иранская поэтесса, спасенная мировой общественностью от смертной казни. Постановка проста и без изысков — лишь ряд прозрачных пластиковых стульев, которые постепенно заполняются уже выступившими и огромный экран на заднике сцены с проекцией то крупных планов ораторов, то залом ожидания оставшихся персонажей. Но даже из этой, антуражно скудной сценографии режиссер сумел «выжать» действенный прием — в процессе монологов героев наступает такой момент, когда экран начинает трястись и искажаться, и здесь кажущиеся технические помехи имеют дополнительную вводную для зрителя — эту зыбкость с возникающими вопросами — а та ли эта истина, а чья эта правда, а насколько она созвучна моему мировосприятию?

Основное достоинство режиссерской работы Рыжакова — ее протокольная документальность, нарочитая «скучность», с нужными, умными акцентами на самом существенном — тексте Ивана Вырыпаева. Именно текст драматурга и есть суть самого спектакля. Он и в предыдущих пьесах был особенный, пронизанный глубокой и чувственной мелодикой, почти «рифмованным» ритмом, каким-то магнетическим, завораживающим слогом. И всегда, всегда с ясным смыслом.

В «Иранской конференции» Вырыпаев выглядит еще более зрелым, философски настроенным автором. Он говорит с нами искренним, честным , открытым языком, умело вовлекает в дискуссию, чередуя героев с разными мнениями, сталкивая их, накаляя атмосферу разнообразием мыслей, суждений, позиций. Здесь нет места пафосу и патетике, только пережитые драмы, раскрывающие понятия и принципы реальности, познания человека о бытие, о мире, вселенной, самой сути человека. У каждого персонажа предельно ясный контекст, наделенный определенной философией. Кто мы — общество потребителей, ищущих умиротворение в исполнении всех своих желаний — от удобных ботинок до «мира во всем мире»? Или мы не можем спокойно спать, зная как подвергают смертельным пыткам за малейшую провинность в мире ислама? Где тот безоговорочно принимаемый верующими Бог и виновен ли он во всех земных радостях и страданиях? Может мы все — просто геноносители случайных половых контактов, вырастающих в определенном исторически и культурно сложившимся этносе? Наделены ли мы способностью ощущать себя счастливыми в нищете и горестях? А может цель и смысл жизни в самой жизни, ее развитие и познании? Вопросы и ответы кружат и кружат в напряженной атмосфере абсолютно проникнутого зала, только всплеск аплодисментов после каждого монолога актеров. Кстати, пора и актеров похвалить — практически все сумели «поймать» и передать гипнотизирующий темп вырыпаевских текстов, благо что на сцене все гениальные, состоявшиеся люди, настоящие личности со своей позицией в жизни и искусстве. Но мне хочется выделить Игоря Гордина, который открывал этот парад блистательных монологов и с первых фраз сумел настроить публику на философский лад, Ксению Раппопорт, ярко раскрывшую глубокую трагедию и вселенский масштаб мироощущения своей героини, мудрого, сдержанного в своей красивой старости Любшина, пронзительные стихи невероятно харизматичной Хаматовой.

«Иранская конференция» — стоящий спектакль, продукт слаженного оркестра единомышленников — талантливых, смелых, чувственных людей, желающих видеть нас, своих зрителей, думающими, духовно богатыми, настоящими.

Автор: Анна Виноградова

Теги: В РоссииВыбор редактора
Предыдущий Пост

Информационный портал Будущее России. Национальные проекты, оператором которого выступает ТАСС, начал свою работу

Следующий Пост

Человечество впервые в истории увидело настоящую черную дыру

Связанные Посты

Культпоход: Сказочные путешествия Конька-горбунка на сцене главного театра страны

Культпоход: Сказочные путешествия Конька-горбунка на сцене главного театра страны

03.06.2025

На исторической сцене Большого театра 29 мая прошла премьера балета «Конек-горбунок». Это первый балетный спектакль Большого под руководством Валерия Гергиева....

Эксперименты театра «среда 21»

Эксперименты театра «среда 21»

01.06.2025

«Среда 21» - так называется независимый камерный театр продюсера Татьяны Лукьяновой. Это небольшое здание в модном пространстве Москвы среди зеленых...

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025

20 марта 2025 года в «Театре на Трубной» пройдет премьера спектакля«Вердикт» по мотивам пьесы «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. О...

Искусственный интеллект «прочитал» и проанализировал трилогию «Властелин Колец» Толкина

Искусственный интеллект «прочитал» и проанализировал трилогию «Властелин Колец» Толкина

05.04.2023

Российские ученые под руководством старшего научного сотрудника Института искусственного интеллекта AIRI (Москва) Ильи Макарова приспособили уже существующие нейросетевые алгоритмы для...

Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

27.07.2022

«Бесприданница» — спектакль о любви и товарно-денежных отношениях. В июле театр «Мастерская Петра Фоменко» отмечает 90 лет со дня рождения своего создателя. Петр Наумович...

Девушки из 1938 года: первая выставка 83-летней вышивальщицы открылась в Москве

Девушки из 1938 года: первая выставка 83-летней вышивальщицы открылась в Москве

14.06.2021

Москва, 14 июня. Необычная выставка 83-летней художницы из Санкт-Петербурга Юлии Алешичевой открылась в московском  музее русского лубка и наивного искусства...

Загрузить Еще
Следующий Пост
Человечество впервые в истории увидело настоящую черную дыру

Человечество впервые в истории увидело настоящую черную дыру

НАСА опубликовало снимок пробуренного марсоходом Curiosity отверстия в почве Марса

НАСА опубликовало снимок пробуренного марсоходом Curiosity отверстия в почве Марса

Top Stories

Россия создает собственный «материаловедческий геном»»: как платформа ТМиК Росатома становится прорывом в цифровом материаловедении

Россия создает собственный «материаловедческий геном»»: как платформа ТМиК Росатома становится прорывом в цифровом материаловедении

26.06.2025
Культпоход: Сказочные путешествия Конька-горбунка на сцене главного театра страны

Культпоход: Сказочные путешествия Конька-горбунка на сцене главного театра страны

03.06.2025
Эксперименты театра «среда 21»

Эксперименты театра «среда 21»

01.06.2025
мх

©️ Ref news, сетевое издание Ref news (перевод названия на государственный язык Российской Федерации: Реф ньюс)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Cвидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66760, от 22.08.2016
Адрес редакции: 155516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18. Телефон: +74953459440, e-mail russunion@mail.ru. Главный редактор — К.В. Бендас.

Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения

© 2024