9 ноября в России прошел уже ставший традиционным День молитвы о сиротах, объединивший тысячи церквей и некоммерческих организаций вокруг проблемы детского одиночества. О том, что еще можно сделать, чтобы помочь детям, оставшимся без родителей, рассказывает руководитель Альянса «Россия без сирот» Иван Иклюшин.
— Усыновление детей, построение взаимоотношений с сиротами, органами опеки и попечительства кажется сугубо практическим занятием. Для чего же тогда молиться, не лучше ли просто поактивнее действовать? День молитвы о сиротах (ДМС) — это только время и место, выделенное для обращения к Богу, или еще какие-то практические идеи и шаги можно реализовывать в этот день?
Я понимаю, к чему этот вопрос. И хотел бы подробнее описать практические шаги, которые участники ДМС совершают для детей-сирот и приемных семей. Однако чувствую ответственность остановиться именно на молитве, чтобы слова «просто молиться мало» звучали немного реже.
Сама идея проведения «Дня молитвы о сиротах» реализуется в рамках деятельности нашего Департамента по взаимодействию с религиозными организациями. Это не социальный проект в чистом виде. В нем участвуют представители христианских церквей России, которые уделяют большое внимание молитве. Поясню немного. В библейском понимании, все перемены сначала происходят в невидимом (духовном) мире, а потом, через молитву, происходят на Земле. Так вот, согласно Библии, в Царстве Небесном нет сирот, нет печали. Бог имеет непревзойденное отцовское сердце, в котором есть место для каждого. Поэтому верующие молятся о том, чтобы воля Божья была «и на земле, как и на небе». И у нас есть все основания полагать, что именно так и происходит.
При этом, безусловно, акция побуждает людей и к конкретным действиям. Часто мы слышим от церквей, принимавших участие в ДМС, что в этот день проходили социальные акции, посещения школ-интернатов, собиралась материальная поддержка для нуждающихся приемных семей и так далее. Ну и, конечно, каждый год нам пишут семьи, которые именно в День молитвы или сразу после него решили открыть свой дом для сироты. Что может быть практичнее?
— Хорошо, но молитва — действие нематериальное и, по сути, невидимое. Есть ли реальные результаты, статистика после уже прошедших ДМС? И есть ли взаимосвязь, по вашему мнению?
Статистика всем известна. Вернитесь на три с половиной года назад, и вы увидите почти 180 тысяч детей, который ожидают семьи. Сегодня мы видим около 90 тысяч. Прибавьте сюда количество ежегодно выявляемых детей, и вы увидите масштабы семейного устройства в нашей стране. Это реально сверхъестественно. Но и естественно одновременно. Мы всегда говорили, что социальное сиротство — это именно ценностная проблема и очень опасный индикатор состояния общества. Когда мы видим нарастающие объемы усыновления и других форм семейного устройства (кроме явно профессиональных), мы можем уверенно говорить и об исцелении общества, развитии новых ценностей. Такие изменения неминуемо затронут и другие сферы жизни.
— Сколько лет уже проходит это мероприятие? День молитвы — это исключительно отечественный проект или отражение какого-то более масштабного всемирного проекта?
Именно в таком виде событие четвертый год существует только на постсоветском пространстве. День молитвы о сиротах впервые прошел в России и на Украине. На сегодняшний день его проводят также в Латвии, Казахстане, Киргизии, Беларуси. Хотя сама идея особого дня, когда церкви обращают внимание именно на сирот и их нужды, уже несколько лет распространяется по всему миру под названием «Orphan Sunday». Прямой перевод на русский — «Воскресенье, посвященное сироте». В этом году такой день проходил более чем в 70-ти странах.
«День молитвы о сиротах» — это адаптация «Orphan Sunday», применительно к особенностям менталитета и церковной традиции в наших странах. Очень удачная адаптация, как оказалось. Эта инициатива играет большую объединяющую роль, показывая общие ценности таких разных, на первый взгляд, направлений христианства, как, скажем, православие и протестантизм.
На Украине, например, День молитвы о сиротах вырос, судя по новостям, во Всеукраинский день молитвы о сиротах, который уже официально поддерживают абсолютно все конфессии, включая Православную церковь Московского патриархата и Украинскую грекокатолическую церковь. В этом году на центральное событие Дня молитвы в Киеве приходил лично президент этой страны. В Латвии тоже в этом году произошло что-то подобное.
— Как невоцерковленные люди реагируют на идею молитвенного мероприятия?
Невоцерковленные люди не являются целевой аудиторией этого события. Однако мы видим реакцию случайных зрителей в Интернете и на мероприятиях. Как правило, реакция позитивная.
— Эволюционирует как-то проведение ДМС в России? Что-то оказалось за эти годы более насущным в его регламенте или стало бесполезным? Появились ли в этом году какие-то нововведения?
В России мы зафиксировали в этом году удивительное явление, которое считаю знаковым. День молитвы о сиротах в нашей стране больше не является проектом Альянса «Россия без сирот». Его празднуют и отмечают церкви по всей стране по собственной инициативе. Событие координируется и развивается во многих местах фактически без нашего участия.
— Мы видим на карте обширную географию городов и организаций: от Риги до Владивостока, от Мурманска до Токмока (Казахстан). Здесь и некоммерческие организации, и церкви различных деноминаций, и христианские центры. Каким образом объединились все эти люди?
По ценностному признаку, я так понимаю. Масштаб, конечно, получается просто огромный, я с вами согласен.
— Каким образом Альянс «Россия без сирот» готов помочь участникам ДМС?
Мы готовы помочь сделать последующие шаги. И семьям, которые решили взять ребенка, и церквям, которые хотят принимать большее участие в решении проблемы сиротства. На нашем сайте есть номер бесплатной телефонной линии и адрес электронной почты для любых вопросов по теме усыновления и помощи детям-сиротам.
— Выступает ли кто-то спонсором вашего мероприятия, или все основано на работе энтузиастов?
Единого спонсора нет. Да это и не нужно особо. Проект реализуется, что называется, вскладчину.
— На вашем сайте была размещена форма опроса, касающегося усыновления. Чем в первую очередь интересуются люди?
Это зависит от региона в значительной степени. От того, в чем наибольшие пробелы. Но есть буквально несколько основных тем, обучение и консультации по которым очень востребованы: подготовка приемных родителей и специалистов сопровождения приемных семей; помощь детям, пережившим травму; сопровождение и социализация выпускников интернатах учреждений и другие.
— Возвращаясь ко Дню молитвы о сиротах, какое будущее для этого события вы видите?
Как я уже сказал, День молитвы о сиротах прижился в России и развивается самостоятельно как ежегодное событие, объединяющее верующих по всей стране. Но мы верим, что можем сделать больше в этом плане.
В этом году в Красноярском крае, например, проходил не просто День молитвы 9 ноября, а целый семидневный марафон, венцом которого стала всеобщая молитва в воскресенье.
Обсуждая итоги Дня молитвы этого года, мы пришли к выводу, что немного неразумно растрачивать такой потенциал в течение года. Нет сомнений, что молитва церкви меняет нашу страну. Так почему бы не совершать эту молитву постоянно? Так родилась наша новая инициатива «Молитва о сиротах 365». Механика очень простая: в течение года мы рассчитываем с помощью онлайн календаря на сайте denmolitvy.ru выстроить цепочку участников так, чтобы каждый день минимум в одном месте, минимум в одном городе нашей страны церкви совершали Молитву о сиротах с особым временем в воскресенье.
Мы очень надеемся, что «Молитва о сиротах 365» получит поддержку по всей стране. Верим, что это поможет изменить много сердец в сторону сирот и, в конечном итоге, поможет изменить всю нашу страну. Заходите на наш сайт и узнайте о других инициативах Альянса «Россия без сирот».
Отдельно хочу выразить благодарность редакции портала REF NEWS за неизменное внимание к судьбе сирот в России и других странах. Мы приветствуем появление на вашем портале специального проекта «Без сирот» и хотели бы принимать в его развитии деятельное участие.
Беседовал Константин Зорин