За прошедшие несколько недель на многих веб-сайтах было опубликовано бесчисленное количество статей о том, насколько ужасной культурной силой являются «Пятьдесят оттенков серого» (Fifty Shades of Grey).
Литературные и кинокритики ненавидят ее, потому что эта книга ужасно написана. Феминистки ненавидят ее, потому что главная героиня – бесхребетная пустышка. Активисты по борьбе с домашним насилием ненавидят эту книгу, потому что она изображает преследования, угрозы и контроль как признаки истинной любви. Любители БДСМ ненавидят, потому что они думают, что книга и фильм, снятый по ней, неправильно изображают их стиль жизни. Культурные консерваторы ненавидят, потому что она превратила в мейнстрим обычное садистское порно, которого люди обычно стыдятся и о просмотре которого не говорят.
Даже актеры самого фильма слегка ненавидят «Пятьдесят оттенков». Джейми Дорнан (Jamie Dornan), играющий главного героя, Кристиана Грея, сказал в интервью журналу Glamour, что он «играл пару больных на голову ребят, серийных убийц…и персонажей, которые не относятся к женщинам так, как считается правильным в обществе». Однако, по его словам, «сыграть Кристиана было для него трудной задачей».
Чтобы подготовиться к съемкам, Дорнан посетил секс-подвал, похожий на тот, который Кристиан Грей оборудовал в своем доме, чтобы удовлетворить свою потребность в насилии и контроле. Посмотрев на то, что ожидается от него и его напарницы по съемочной площадке, он вернулся к жене и новорожденному ребенку, ощущая себя вывалянном в грязи. «Перед тем как прикоснуться к ним, я очень долго стоял под душем», — сказал он в интервью журналу Elle UK. Он даже сообщил в интервью британской газете Guardian, что хотя он очень скучает по своей покойной матери, которая умерла, когда ему было 16, «возможно, хорошо, что ей не пришлось увидеть «Пятьдесят оттенков».
Тем временем Дакота Джонсон (Dakota Johnson), исполняющая роль Аны Стил, сказала в интервью журналу Glamour, что несмотря на то, что она родилась в семье голливудских актеров (ее родители Мелани Гриффин и Дон Джонсон, а ее бабушка – Типпи Хедрен) ей доставляет дискомфорт мысль о том, что они увидят ее в такой роли.
«Я не хочу, чтобы моя семья посмотрела [Пятьдесят оттенков], потому что это неприличный фильм, – заявила Джонсон. — То же касается друзей моих братьев, с которыми я выросла. Я думаю, что их от этого может стошнить. Какая-то часть меня не хочет, чтобы кто-либо вообще видел этот фильм».
Учитывая всю ненависть к этой серии книг и фильму, в чем же секрет ее массового успеха?
Джейми Дорнану самому любопытно это узнать.
«Мне интересно, что такого в этой книге, что она смогла проникнуть на мировой рынок, – сказал актер в интервью Elle UK. — Массовая популярность не всегда касается хороших вещей. Взять хотя бы Гитлера! Однако я думаю, в этом случае что-то должно быть. Просто не может не быть. Должно же быть что-то хорошее в ней, если так много людей в этом уверены».
Ты прав, Джейми, но вот подсказка: секс тут ни при чем.
Чтобы по-настоящему понять успех «Пятидесяти оттенков» необходимо сначала вспомнить о корнях этой книги. Несмотря на упорную кампанию автора Э.Л. Джеймс и ее издателей по уничтожению улик в интернете, все равно известно, что «Пятьдесят оттенков» появились как онлайн фан-фикшн на сагу «Сумерки», под названием «Властелин Вселенной».
Скрываясь на тот момент под псевдонимом «Ледяной дракон Снежной Королевы», или «Айси», Джеймс (настоящее имя Эрика Леонард) опубликовала историю в интернете как рентген-римейк на историю о подростке-вампире и его одержимости обычной девушкой. «Властелин Вселенной» превратил сияющего вампира Эдварда Каллена в молодого миллиардера-предпринимателя (представьте сексуального Марка Цукерберга с садистскими наклонностями), а незаметную старшеклассницу Беллу Суон в незаметную студентку колледжа, которая в буквальном смысле падает в мир Эдварда и незамедлительно привлекает его внимание.
В то время фанфики на «Сумерки» приобрели такую популярность, что целый ряд маленьких издательств начали публиковать серии самых читаемых историй как оригинальные работы. Для того, чтобы публикация фанфикшена не считалась нарушением авторского права, необходимо убрать любые ссылки на персонажей оригинала.
Одно из небольших издательств обратились к «Айси», и она согласилась поменять имена персонажей, чтобы опубликовать свою историю как серию электронных книг под псевдонимом Э.Л. Джеймс. По мере нарастания популярности книг, права на серию были проданы издательству Vintage, которое заново опубликовало их под названием «Пятьдесят оттенков серого».
Так в чем секрет ее успеха? В том, что она никогда не отходила далеко от своего источника. «Пятьдесят оттенков» популярны по тем же причинам, что и «Сумерки», потому что это точно та же история, просто написанная для более взрослой аудитории.
«Сумерки» рассказывались от лица Беллы Суон, стеснительной и неуклюжей девушки-подростка, которая без всяких стараний привлекает внимание и впоследствии становится объектом одержимости Эдварда Каллена, нечеловечески привлекательного одноклассника со супер-способностями и темным секретом: он вампир, и несмотря на то, что он без ума влюблен в Беллу, он борется со внутренним желанием причинить ей боль.
В «Пятидесяти оттенках» мы видим Ану Стил, стеснительную и неуклюжую студентку колледжа, которая без всяких стараний привлекает внимание и впоследствии становится объектом одержимости Кристиана Грея, нечеловечески привлекательного (автор неоднократно его описывает словом «Адонис») мужчины с невероятными силами и темным секретом: он зависим от жестокого секса, и хотя он без ума влюблен в Ану, он борется со внутренним желанием причинить ей боль.
Это вам ничего не напоминает?
Сходство между этими двумя историями идет гораздо глубже, чем скопированная сюжетная линия. Персонажи Беллы и Аны напоминают чистый лист, на котором читатели могут спроектировать свои личности. Все, что нам известно о каждой из девушек, это то, что они обычные – причем до такой степени, что если бы вы посмотрели слово «обычный» в словаре, вы бы нашли их фотографии, – только вы их там не найдете, вы найдете маленькое зеркало, с которого на вас будет смотреть ваше отражение, потому что в этом весь смысл. Смысл в том, чтобы вы могли вставить себя в эту историю. И вот неожиданно для себя вы в своей обыденности стали неотразимой для этих влиятельных, богоподобных, красивых и душевно весьма поврежденных мужчин, и только вы можете помочь им вновь обрести человечность. Что особенно привлекательно, так это то, что вам не нужно ничего делать, чтобы получить их бесконечную преданность, просто будьте собой.
Полная фантастика, не так ли?
Для женщин, которые обожают «Пятьдесят оттенков», секс не имеет решающего значения. Давайте смотреть правде в глаза: существуют более увлекательные, хорошо изложенные и откровенные эротические книги для любителей подобного рода литературы. Описания секса в «Пятидесяти оттенках» варьируются от сухо-медицинских до абсурдно детских, причем главная героиня постоянно говорит о своих сексуальных органах с помощью выражения «там внизу».
Нет, притягательность «Пятидесяти оттенков» и «Сумерек» – это фантазия, которая находится где-то в другой области: вот есть экстраординарный мужчина (или вампир), который будет обожать вас такой, какая вы есть, неважно какой бы простой и неприметной вы ни были. Если вы при этом подумали, что, возможно, у этих женщин в сердце была дыра размером с Бога, вы бы, наверное, оказались правы. Даже автор комиксов из журнала The Oatmeal Мэтью Инман (Matthew Inman), атеист, пошутил на эту тему в своей критике «Сумерек», назвав мужского персонажа своих комиксов «Эдвардом Калленом, так же известным как мужчина/Иисус Христос».
«Представьте все, что женщине хочется видеть в мужчине, увеличьте это в тысячу раз и вы получите Эдварда Каллена, – написал Инман. — С точки зрения читателя, Эдварда ничто в жизни не заботит больше, чем Белла. Автор создал превосходного персонажа мужского пола – белокожую греческую статую, которой читатель может поклоняться, и со стороны которой он получает такое же преклонение».
Замените «Кристиан» и «Ана» на «Эдвард» и «Белла» в комментарии Инмана и вы начнете понимать, что происходит.
Успех «Сумерек» и «Пятидесяти оттенков» происходит от битвы, которая идет внутри каждого из нас с того дня, когда мы появляемся на свет с криком, нагие, и беспомощные. С одной стороны, мы все хотим, чтобы нас глубоко любили за то, какие мы есть. С другой, мы все видим, что мы недостойны такой любви.
Это чувство недостойности может идти из разных источников: из СМИ, от общества, может, даже от наших друзей или членов семьи. На самом деле, пока я писал эту статью, мой друг и коллега отметил, что женщины, составляющие ключевую аудиторию «Пятидесяти оттенков», в основном родились и выросли в конце 60-х и 70-х годов, когда уровень разводов был самым высоким. В результате многие из них, возможно, даже большинство, были воспитаны без полноценного присутствия отца в доме.
Может быть, они никогда не ощущали себя любимой папиной дочкой, поскольку их матери занимались зализыванием своих собственных ран, которые появились в результате развода, пока их отцы создавали новую семью с другой женщиной и другими детьми. Может быть, превращая в объект поклонения этих поврежденных мужчин, которые находят исцеление и целостность только научившись безусловно любить этих кажущихся недостойными девушек, они подсознательно уходят в сказку, которая говорит не к их романтическим желаниям, но к неким глубоким и неисследованным детским ранам. Поскольку никто еще не проводил исследование этой проблемы, это всего лишь домыслы, однако я подозреваю, что результаты подобного исследования могли бы о многом поведать.
Это всего лишь один из возможных источников пустоты, которую временно заполняют такие книги, как «Пятьдесят оттенков». Однако правда в том, что любой, кто хоть раз чувствовал себя непримечательным или незаметным по какой бы то ни было причине, может поставить себя на место Аны и понять ее восторг, когда выбор пал на нее – из всех людей на земле! – со стороны человека с такой властью, что он приравнивался к Богу. И любой, кто когда-либо пытался любить человека, ведущего опасный образ жизни – будь то зависимость, жестокость, мазохизм, рискованное сексуальное поведение, или вампиризм (а почему нет?) – может понять радость Аны, когда ее верная любовь преображает Кристиана из сломанного, раздраженного диктатора в любящего мужа.
В конечном итоге секрет успеха «Пятидесяти оттенков» в том, что они ставят читателя в роль и спасителя, и спасаемого. Однако это именно то, в чем состоит опасность этой истории, поскольку Кристиан Грей – не бог, и Ана тоже, и никто из нас им не является. В реальности всепоглощающая «любовь» Кристиана может привести к установлению ограничивающего порядка, а отказ Аны оставить его, в конце концов, приведет ее в приют для жертв насилия или в могилу. То же самое справедливо для нас: когда мы ставим себя на место Бога, происходит ужасное, как и тогда, когда мы позволяем кому-то другому стать для нас Богом. Единственная спасающая любовь, которую мы можем найти в жизни, может быть только божественной, не романтической.
В частности христиане-консерваторы тщательно работают, чтобы устранить урон, который эти книги могут принести. Они бьют тревогу о прославлении порнографии, домашнем насилии и деградации, описанных там. Однако есть еще один фронт, на котором им необходимо сражаться, и это знакомая нам тема. Забудьте на минуту о порнографии, забудьте о насилии. В «Пятидесяти оттенках» мы видим историю, которая коснулась сердца миллионов женщин, и под ее грязным внешним слоем, в самом центре, рассказывается история о безусловной любви и спасении.
Это наша почва, народ, это наша история. Если сотни миллионов людей идут на фальшивую дешевую версию любви, в которой мы живем каждый день, мы должны рассматривать это не как атаку, а как возможность.
Любовь – это наша история. Давайте расскажем ее лучше.
Источник: LifeSiteNews