«Разбудите меня лет через сто и спросите, что сейчас делается в России… Я отвечу: пьют и воруют», — цитирует герой Данилы Козловского Макс Андреев знаменитую цитату Салтыкова-Щедрина.
После событий первой части Макс отправляется на Бали, где беззаботно катается на доске для серфинга и пытается забыть все события дней минувших. Но сердце и душа прирожденного предпринимателя тянут его обратно, в Московский международный деловой центр «Москва-Сити» — цитадель акул российского бизнеса, где нет места слабым и проигравшим.
«Духless 2» — продолжение фильма, снятого по нашумевшему роману упитанного циника и матершинника Сергея Минаева, создателя ныне закрытых проектов «МинаевLive» и Kontr TV. По словам Минаева, его роман «Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке» принес ему прибыли в миллион долларов, что не удивительно. В год выхода книги была развернута сумасшедшая пиар-компания, когда буквально отовсюду слышалось это непонятное русскому человеку слово с душком «Духless». Роман, как и стоило ожидать, не Бог весть какой. Нет, он не был ужасным или бездарным, просто во многом он был поверхностным, хотя имел некоторую свою изюминку.
Минаев, в отличие от других авторов про офисную жизнь до «Духless», сумел презабавно описать офисные будни, причем в отличие от того же Фредерика Бегбедера, с которым Минаева часто сравнивали и сравнивают, описал это практически с ювелирной точностью. Говорю как очевидец и человек, имеющий прямое отношение к массе, именуемой офисным планктоном. Офисные работники Бегбедера слишком нереалистичны, они как будто бы специально описаны так, чтобы режиссер «Добермана» Ян Кунен смог использовать все свои классические операторские клише. В общем, роман «Духless» мне понравился больше, чем «99 Франков», хотя и меньше, чем постмодернистский Пелевенский идиотизм «Generation „П“».
Но вернемся к фильму. Первый «Духless» с сердцеедом Данилой Козловским в главной роли получился довольно неплохим на фоне всех этих офисных кино-какашек вроде «Start-Up», но при этом слишком далеким от сюжета книги. На фоне изначального бюджета сборы у фильма были весьма неплохими, а Минаев, переполняемый гордостью от того, что его детище воплотилось в полномасштабную и дорогую кинокартину, от счастья чуть не лопнул во время одного из своих эфиров. Фильм в прокате не провалился, а это для наших киношников главный фактор, поскольку можно сколько угодно снять расхваленных в программе Гордона «Закрытый показ» социальных драм, получить премии и статуэтки, но при этом остаться без гроша в кармане. А затем клянчить средства снова, напоминая господам спонсорам, что ты тогда-то и тогда-то был там-то и там-то, теми-то и теми-то отмечен, хоть денег и не собрал в прошлый раз. Обещать исправить положение и снять коммерческий блокбастер, который, отбросив все дела, посмотрит вся страна.
О том, что «Духless 2» будет сниматься, вы могли знать, если смотрели интервью Минаева с Козловским на Kontr TV, где последний рассказывал, как в детстве развлекался, кидая с трудом нажитые мамой золотые украшения в унитаз, испытывая истинное наслаждение от звука «бульк». Тогда же Минаев открыл Козловскому секрет, что г-н Роман Прыгунов берется за съемки второй части фильма. Козловский тогда сказал, что даст согласие, если сам фильм будет с абсолютно новой историей, которая ему самому покажется интересной. По всей видимости, сценарий ко второй части Козловского удовлетворил.
Фильм, как и первая часть, далек от того, чтобы именоваться шедевром, хотя в прокате по-прежнему идет довольно хорошо. Ну, а что еще смотреть в преддверии мартовских праздников? В фильме присутствует почти безукоризненная операторская работа, весьма удовлетворительная игра актеров, но при этом весь фильм отдает пластмассовостью героев и самого сюжета. Все эти московские небоскребы, машины из «Форсажа», девушки – исключительно красавицы, все это кажется каким-то пошлым. Есть чувство, что фильму не хватает реальности. Но не для этого же фильм снимался, как и выше упомянутая картина Яна Кунена. Этот фильм с реальностью не имеет ничего общего. «Духless 2» снят для кинотеатров и какой-то смысловой нагрузки в себе в принципе не несет. Обычная развлекательная яркая безделушка, которую можно один раз посмотреть, но не рассчитывать на то, что через год вспомнишь, о чем она была. Минаев абсолютно прав: «Дyxless» это повесть о ненастоящем человеке.