Именно так называется книга, написанная Дороти Джонсон в соавторстве с … Лив Тайлер. Нет, вы не ошиблись — той самой Лив Тайлер! Оказывается, бабушка известной голливудской актрисы является всемирно известным консультантом по вопросам этикета. Признаюсь честно, я купила эту книгу на Амазоне, потому что меня привлекло имя Лив. Я обожаю эту актрису за ее красоту и то, что в английском языке называется being polished.
Книга оказалась очень толковой. Она прекрасно написана. Читать ее легко и интересно. Книга, конечно же, прежде всего нацелена на тех, кто хочет расширить свои знания этикета и кому случается присутствовать на деловых ужинах и банкетах. Однако темы, затрагиваемые авторами, касаются не только правил поведения за столом. Хочу остановиться на тех, которые будут актуальны для каждого, а не только для тех, кому случается обедать вместе с послом.
Я до сих пор очень хорошо помню один эпизод, произошедший еще в мой первый год обучения в университете. Перед лекцией я подошла к преподавателю уточнить один вопрос по предстоящему зачету. Он сидел, до того как я подошла к нему, а как только я приблизилась и поздоровалась с ним, он встал и общался со мной уже стоя. Тогда в семнадцать лет этот жест вежливости произвел на меня неизгладимое впечатление. Думаю, что именно благодаря этому фонетика русского языка так хорошо отложилась в моей голове. Заметьте, что ему было за тридцать, а мне всего лишь семнадцать, и тем не менее с тех пор в моей голове навсегда запечатлелась мысль о том, что так поступают вежливые люди, независимо от возраста и пола.
Дороти и Лив еще раз напоминают нам о том, что, приветствуя нового гостя, мы должны обязательно встать. Ну или хотя бы привстать, если места мало. Если новый гость подходит к столу, за которым находится большое количество гостей, то встать должны те, кто сидит рядом с тем местом, куда собирается сесть новый гость. То же самое относится и к ситуациям, когда к вашему столу подходит коллега. Вставая, мы демонстрируем наше уважение по отношению к людям, составляющим наш круг общения.
Реальность наша, к сожалению, далека от идеала, и чаще всего мы встречаем новых людей, вальяжно развалившись за столом и с трудом отрывая глаза от ленты инстаграма. Раньше я не обращала на это внимания и часто сама вела себя также, но в последнее время я поняла, что разница между людьми, которые следуют этому правилу, и теми, кто предпочитает «не париться», огромная. И здесь уже вам решать, какое впечатление вы хотите произвести на окружающих.
Еще одно правило, которое я всеми силами стараюсь сделать своей привычкой, — писать так называемые thank you notes после возвращения из гостей. Вообще, благодарить пригласивших вас людей нужно уже после получения самого приглашения. Второе же письмо отправляется в течение суток после мероприятия. Не будьте тем гостем, которому уже после первого высланного приглашения хозяин вынужден писать второй раз и уточнять, что приглашение было получено и что этот человек собирается присутствовать. Такое недавно случилось со мной, и мне было очень неловко.
Не обходят авторы и тему общения с социальных сетях. К сожалению, в российском инете весьма распространено мнение, что если человек что-то выложил в своем блоге, то он априори готов выслушивать наше драгоценное мнение о предмете его поста. Более того, если мы считаем человека близким другом, то наш прямо-таки долг незамедлительно указать ему на все недочеты и недостатки. Вот что пишут по этому поводу Дороти и Лив: «Если в вашем комментарии вы не можете сказать ничего приятного, вам следует просто промолчать». Следуйте этому совету и прослывете «дамой приятной во всех отношениях».
В оригинале книга называется «Современные манеры. Правила этикета, которые позволяет вам всегда быть на высоте». Но, видимо, привычка класть смартфон на стол и во время делового обеда или ужина в кругу друзей настолько раздражает переводчика и издателя, что они даже решили вынести это правило в название книги. Недавно я была в театре. Спектакль был прекрасен, хорошая постановка, отличные актеры, но сосредоточиться на происходящем мне мешала сидящая впереди меня женщина. На протяжение всего спектакля она доставала свой айфон, проверяла почту, отвечала на смс и сообщения на Фейсбуке. Наверное, она была личным секретарем самого Путина. Ничем другим я не могу объяснить тот факт, что, по ее мнению, все сообщения в ее телефон требовали такого срочного реагирования. Вообще, после рождения ребенка мне очень много раз приходилось обрывать на середине очень много важных звонков. И ни один проект не загнулся, компания не обанкротилась, и вообще, практика показала, что очень много дел из разряда «срочно здесь и сейчас» не являются такими уж срочными и вполне могут быть решены и на следующий день. Когда вы находитесь в театре, свет от экрана вашего телефона виден из всех уголков зала. И поверьте, в глазах окружающих в этот момент вы выглядите плохо воспитанным человеком.
Ну и в заключение о самом главном. Если вы хотите прослыть приятным собеседником, от вас требуется соблюдение только двух правил: всегда смотрите собеседнику в глаза и внимательно слушайте его, а не пытайтесь перевести беседу на себя. Сначала вам будет сложно! Но если заставлять себя слушать собеседника и задавать вопросы о том, что интересно ему, а не использовать малейшую паузу в разговоре, чтобы перевести внимание на себя, то скоро это войдет у вас в привычку. Помните, что когда люди говорят о ком-то, что он хороший собеседник, подсознательно они имеют в виду то, что он умеет слушать.
Try hard. Be nice. Godspeed.