Интервью с руководителем Центра исследования истории и культуры Христианства Евроазиатской богословской семинарии
— Историей интересуются многие, но только профессиональные исследователи могут осуществлять серьезные крупные проекты. Что нужно знать, чтобы начать свой проект?
— Для начала нужно понимать, какую проблему этот проект поможет решить, на какой вопрос ответить. Вопросы могут задавать заказчики или исследователи, и это принципиально разные вопросы. Заказчик исследования, будь то государство, коммерческая структура, фонд, церковь или частное лицо, будет спрашивать о том, что интересует его как заказчика. При этом будет озвучивать свой вопрос на доступном ему языке. Исследователь же, если только сам он не выступает параллельно в статусе заказчика, должен зафиксировать интерес заказчика и сформулировать его в виде корректного исследовательского вопроса, который можно будет концептуализировать, операционализировать и инструментализировать. Это требует особого мастерства, которым обладают лишь люди с соответствующей квалификацией.
Тут, кстати, стоит уделить внимание тому, в каком статусе вы будете участвовать в проекте. Если вы не историк, лучше обратиться к услугам профессионалов, а самому занять позицию наблюдателя. Если же вы историк, тогда вам нужно, в первую очередь, отделить свой обыденный интерес от исследовательского и самостоятельно поставить основной вопрос исследования. Как только вопрос сформулирован, можно двигаться дальше.
— А почему важно быть профессиональным историком? Неужели работа с историческими источниками недоступна для других людей?
— В принципе, читать исторические источники могут все желающие. Это, правда, не распространяется на те архивные хранилища, в которых введен квалификационный ценз. Но в остальных случаях любой желающий может читать доступные ему тексты, написанные участниками или современниками событий. Это не запрещено и, на мой взгляд, весьма полезно. Сложности возникнут тогда, когда неквалифицированный читатель захочет поделиться своими соображениями относительно прочитанного текста. Если это будет разговор с друзьями или небольшая переписка, то ничего страшного, но вот если у такого человека есть доступ к широкой аудитории, например, он журналист, политик или священник, тогда ему все же стоит подумать о том, чтобы повысить свою квалификацию, прежде чем публично рассказывать о своих переживаниях и соображениях относительно тех или иных текстов. Существует весьма высокая вероятность того, что при толковании текста будут допущены серьезные ошибки, а авторитетность мнения подобного «толкователя» закрепит его ошибки в массовом сознании. Появления таких ошибок все-таки хочется избежать! Да, историки тоже ошибаются, но у профессионалов ошибки случаются значительно реже, чем у любителей.
— Ну а если историк все-таки допустит ошибку в своем исследовании, как ее обнаружить и исправить?
— Если это индивидуальное исследование, ошибку могут обнаружить рецензенты. Но, во-первых, рецензенты не всегда в той же мере вовлечены в проект, что и сам исследователь, а потому некоторые содержательные ошибки они могут не обнаружить просто в силу недостаточного знакомства с контекстом. Во-вторых, далеко не всегда рецензенты вычитывают полный массив материалов исследования – чаще всего проверке подвергаются лишь основные отчетные документы. И, наконец, в-третьих, так как рецензенты знакомятся с результатами исследования, чаще всего они не располагают достаточными сведениями о том, как соблюдались научные процедуры. А, как известно, большинство ошибок происходит из-за неизбежных нарушений методологии и методов исследования.
— Неужели ошибки неизбежны? Как же тогда можно говорить о достоверности, если во всех исследованиях есть ошибки?
— Это хороший вопрос, о котором ведутся серьезные дискуссии среди специалистов в области методологии социальных наук. Обсуждения в рамках этих дискуссий – большая интересная тема. Но если коротко резюмировать их выводы, незначительные ошибки, допущенные в ходе производства научного знания, не критичны для результатов исследования, если только они не носят массового характера. Да, мелкие ошибки могут быть, и потому важно обнаруживать и устранять их на ранних этапах. Сделать это можно только внутри исследовательского проекта непосредственно во время его реализации.
— Но ведь невозможно уследить за всем! Поэтому, наверное, и возникают ошибки. Быть может, возможно как-то их предотвратить?
— Предотвратить полностью все ошибки нельзя, зато можно их существенно преуменьшить. Наверное, самое лучшее средство – отдавать предпочтение коллективным исследовательским проектам. Когда над одной и той же темой вместе работает группа профессионалов, они не только сократят число ошибок, которые не может отследить отдельный историк, но также смогут позволить ставить более масштабные вопросы в рамках проекта. Так, например, если один историк, в принципе, может довольно неплохо изучить историю одной церковной общины, то вот сделать качественное исследование церковной истории какого-то региона – на это способны только сработанные исследовательские коллективы. Такие коллективы нужно специальным образом готовить.
— Как проходит подготовка исследовательских коллективов? Кто их готовит? Есть ли какие-то общие особенности?
— Подготовка коллектива – сложный административный вопрос. Руководитель проекта должен подобрать таких людей, которые не только будут обладать достаточным уровнем компетентности, но также будут способны работать вместе друг с другом и придерживаться общей методологии. Постороннему наблюдателю это может показаться не таким уж и сложным делом, но на практике с выполнением подобной задачи возникает множество трудностей. Особенно сложно бывает найти достаточное количество специалистов для исследования протестантской истории в том или ином регионе Восточной Европы. К сожалению, у большинства конфессиональных исследователей пока все еще недостаточная исследовательская квалификация, а внешние специалисты не всегда хорошо разбираются в протестантской специфике. Иногда так и хочется спросить: «Где вы, историки-профессионалы?» К счастью, благодаря исследовательским магистерским программам Евроазиатской богословской семинарии, уже в ближайшие годы ситуация может стать лучше!
Беседовала Елена Кондрашина