Подоспела для масс картина молодого режиссера Кантемира Балагова. Не удивительно, что в этом году и он и Звягинцев были главными представителями российского кино в Каннах.
Безусловно, до художественности Звягинцева юноше пока далеко, уж больно привлекателен и узнаваем почерк признанного мастера. Но вы хотели продолжения истории на тему «кому на Руси жить хорошо» и получили ее от двадцатилетнего Кантемира, недаром окончившего курс мастерской всемирно признанного гения Александра Сокурова.
Для кого-то «Теснота» может показаться подчеркнуто «чернухой» про периферию 90-е (в данном случае Нальчик), но это лишь обманчивое впечатление. Обманчивое даже тогда, когда друзья одного из второстепенных героев смотрят по видеомагнитофону сцены убийств российских военнослужащих в селе Тухчар. Эти документальные кадры, шокировавшие россиян в 1999-м, вошли в фильм практически без цензуры.
Не является «чернухой» и сцена, когда главная героиня фильма теряет девственность в задней комнате бензоколонки, на которой работает ее молодой человек. Это бытовая драма на фоне похищения и требования выкупа за брата главной героини.
Сам режиссер не концентрирует внимание зрителя на конкретных событиях, зритель сам все понимает. Неспешный видеоряд постепенно расставит все точки над i, напоминая о самом неспокойном десятилетии в истории новой России. Взять хотя бы фрагмент, когда кабардинец, влюблёный в еврейку, старается скрыть ее происхождение от своих друзей, которые в одной из бесед предлагают варить из евреев «мыло». Но почему же тогда «Теснота»? По словам самого Балагова, тесно и душно здесь всем – от взаимоотношений, до традиций, заложниками которых стали местные евреи и кабардинцы.
Балагов — яркий новичок. И в отличие от недооцененных девчонок, снявших несколько лет назад «Комбинат Надежда», удостоился Кинотавра за «лучший дебют». Стоит отметить и актрису, сыгравшую главную роль — Дарью Жовнер. У нее получилось не только показать провинциальную пацанку, но и остаться при этом очень обаятельной. Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли? Так вот же!