Gospel People (GP Ministry) – одна из самых старых евангельских рэп-групп постсоветского пространства и самая известная. У них ряд музыкальных премий, включая «ПБП» и «ЕМА». Кроме того, их клип на песню «Протест», вышедший в 2010-м году, стал абсолютным рекордсменом по просмотрам среди всех евангельских исполнителей постсовка.
Мы решили поговорить с бессменным рулевым коллектива Сашей Чефом о «Версусе», «Грибах» и рэпе вообще.
Как ты думаешь: почему, если русскоязычная рэп-музыка сегодня номер один, жанр не развит на христианской сцене?
Я хотел бы сразу обратить внимание на то, что не только госпел-рэп, но и вся христианская музыка наших стран переживает не лучшие времена. Слава Богу за worship-команды – в этом направлении есть явный рост и прогресс. Команды прославления имеют площадку для развития – это церковь и еженедельные служения.
Если говорить о поп, рок, рэп-группах, то на сегодняшний день нет христианских лейблов, нет фестивалей, нет конкурсов, другими словами нет платформы для развития. Но более важной причиной я считаю то, что музыканты не всегда уделяют должное внимание духовной жизни и духовному развитию, служению в церкви. Музыканты-христиане должны работать в двух направлениях духовно и профессионально. Если одно из крыльев будет слабым, то далеко улететь не получится.
Как ты относишься к трендовому явлению под названием «Версус»? Насколько, по-твоему, он влияют на развитее русского рэпа?
Я смотрю «Версус». Конечно, не все выпуски, а только топовые. Баттл-рэп как часть культуры, конечно, влияет на популяризацию хип-хопа, в общем. Но влияет ли она положительно на умы молодых людей, не думаю.
А как бы ты оценил все эти сумасшедшие инфо-поводы вокруг «Версуса». В частности, просто сумасшедший «хайп» СМИ вокруг «баттла» Оксимирона против Гнойного. Почему именно сейчас на «баттлы» обратили такое пристальное внимание?
Трудно дать однозначный ответ, но могу предположить, что «Версус», как снежный ком, набирал обороты и этот «баттл» достиг пика популярности. И если несколько главных телеканалов или личностей начинают об этом говорить, это подхватывают и остальные. Я думаю, что рост «Версуса» органичен.
Если по «Версусу», как по части культуры все понятно, то, что бы ты сказал о невероятной популярности группы «Грибы»? Понятно, что это скорее поп-проект, чем рэп в прямом смысле. Тем не менее, ноги растут именно из рэпа, а их клип «Тает лед» стал одним из самых громких и вирусных музыкальных событий русскоязычного «ютуба» за всю его историю. Почему «Грибы» так всем зашли?
Грибы совместили многие тренды в один проект. Пацанский стиль, юмор, хаус-музыка и продюсер, который имеет успешный опыт в продвижении других музыкальных групп. Проект просто не мог не выстрелить. Все продумано, все участники хороши в своем деле. К тому же, они смотрятся как нечто новое на фоне всех остальных. Новое всегда стреляет. Хотя все новое – это хорошо забытое старое.
Последние годы рэп — музыка номер один не только на постсоветском пространстве, но и зарубежном. Но, почему-то, при всей тамошней популярности жанра, христианский рэп в христианских кругах не имеет большого успеха. Вернее, исполнителей и групп много, но большого коммерческого успеха у них почти нет, хотя многие евангельские поп и рок исполнители продолжают продавать свои альбомы миллионными тиражами. Почему так? В христианстве «особое» отношение к жанру?
Мне трудно ответить на этот вопрос, особенно, если речь о западной музыке. Но говоря о русскоговорящих странах, я предполагаю, что «особое» отношение к жанру имеет место быть, ведь большой процент верующих до сих пор не приняли это явление, как Божье, все еще считая это не допустимым. Но я скажу, что рэп – идеальный инструмент для Евангелия. Первое – куплеты вмещают в себя много информации, второе – целевая аудитория, которая, возможно, послушает о Боге только вот в таком формате.
«Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» – именно так можно охарактеризовать желание евангельских исполнителей пробиться на светскую сцену, начать работать с серьёзными продюсерами, а потом уже оттуда вещать о Христе в массы, хотя, скорей всего, уже меньше. И если раньше эта схема казалась безусловной, то сегодня в нее верится с трудом. Что ты об этом думаешь?
В последнее время именно об этом мы и думаем о расширении нашей аудитории. Я не люблю определение «меньше говорить о Христе, что бы стать популярными». Я бы сказал, что рэп – язык, общение с людьми. В повседневной жизни мы общаемся на разные темы, так происходит и в песнях. Сегодня я придерживаюсь правила – «если мне есть, что сказать, то нужно сказать». Пример тому, песня «Нет войне», она многим не понравилась из-за нашего видения ситуации. Но, простите, это рэп, и нам есть, что сказать. Наряду с тем, мы презентовали недавно проект «Worshiphop», который направлен только на христианскую сцену.
Вы сами как оцениваете шансы христианских исполнителей на светской сцене? Есть ли смысл туда лезть?
Смысл есть, если ты готов к этому духовно, а так же знаешь, что именно Бог тебя ведет, а не собственное желание. Но кто-то призван только для церковной сцены. Каждый на своем месте.
Относительно недавно ты переехал из Запорожья в Киев. Означает ли это, что Gospel People заканчивают свое существование? И какие новые творческие «потуги» ожидать от тебя в скором будущем?
Группа продолжает работать и мой переезд не стал причиной для завершения начатого. Мы продолжаем давать концерты, а так же пишем новый материал, как группой, так и сольно. Мой переезд вплотную связан с развитием группы, поиском новых возможностей для дальнейшего движения. Ближайшая цель – моя новая песня, в которой я собрал лучших госпел-рэперов на сегодняшний момент. И, по всей видимости, эта песня станет заглавной в моем следующем ЕР. Так же с несколькими моими друзьями и коллегами приступаю к стройке студии звукозаписи, совсем скоро мы откроемся.