Сто с лишним лет назад Москва была не такой уж аккуратной и чистой. Лужи и ямы, кривоватые мостовые и небогато одетые горожане — так выглядела наша столица накануне первой мировой войны. Выставка «Москва в фотографиях А.А.Губарева» охватывает именно этот период — 1912-1914 годы. Война и революция не попали в кадр — выставка о другом.
Александр Губарев родился в 1862 году, а указанная в выставочном буклете дата смерти «после 1937 года» вызывает слишком устойчивые неприятные ассоциации. Впрочем, точных сведений на эту тему нет. Wikipedia говорит о смерти в 1939 году, а в 1937 Губарев отдал Государственному историческому музею все свои негативы, на чем, собственно говоря, описание его биографии и заканчивается.
Наследие фотомастера – несколько тысяч негативов. В их числе около 1000 снимков, сделанных в предвоенную эпоху. Из этого числа организаторы экспозиции отобрали 130 и сопроводили их современными изображениями, снятыми c тех же точек, где когда-то стоял штатив мастера. Удивительное впечатление производит этот незамысловатый, в общем-то, прием сравнения фотографий 100-летнего возраста с современными. Фотографии хочется рассматривать не издалека, как мы поступаем с художественными работами, а пристально, изучая мельчайшие детали и сопоставляя со свежими снимками и собственными воспоминаниями.
А.Губарев, похоже, совсем не стеснялся того факта, что современники не считали его большим художником и относили к категории фотографов-регистраторов. Действительно, в его работах не найдем мы точно отработанного кадра, хромает экспозиция. Резкость и контрастность техника той эпохи и вовсе обеспечивала по принципу «как получится». Но зато в снимках есть детали. Лица, одежда прохожих, вывески на магазинах и ларьках, ворота и фасады домов. На мой взгляд, ближе всего к стилю этих работ знакомый нам всем Instagram. И пусть вместо сочных цветных картинок мы видим неброские серебряно-желатиновые отпечатки, в них есть самое главное – пойманное мгновение жизни.
Выставка работает в Музее Москвы по адресу: Зубовский бульвар, 2 до 15 декабря.
Автор: медиаэксперт, журналист Борис Зверев.