Помню, как в конце 1990-х мне говорили о U2, как о группе из далекого прошлого. Уже тогда складывалось впечатление, что лучшая песенка группы спета. Молодцы, мол, спасибо и до свидания. Но в самом начале нулевых случились All That You Can’t Leave Behind и How to Dismantle an Atomic Bomb с их неудержимыми «Vertigo» и «Elevation». Когда молодежь, для которой Боно давно в отцы годился, с расческой в руках вместо микрофона изображали у коридорного зеркала главного рок-музыканта Ирландии.
С 2000-го и на целых десять лет у группы открылось второе дыхание, случилось второе рождение, и коллектив надолго закрепил за собой звание рок-группы номер один, пока не сдался под натиском Криса Мартина и его Coldplay.
Спустя пять лет после успешного No Line on the Horizon, группа в 2014-м вернулась, но промахнулась с Songs of Innocence, который не просто был прохладно встречен критиками и публикой, а вовсе стал самым провальным в истории U2 альбомом. Что подтверждает и тот факт, что Songs of Innocence стал первым альбомом, после юных лет The Unforgettable Fire, который не занял традиционную первую строчку в чарте Ирландии. Новое же творение встречено Rolling Stone оценкой 4+/5 (!), хотя «алло, мы ищем таланты» NME, остался при тех же «двух баллах», что, очевидно, самозащита, после отравления предшественником.
U2 всегда были способны обложиться крутыми продюсерами, загнать Эджа в студию экспериментировать с новыми гитарными примочками и выводить новый саунд. В этом смысле они находятся в куда более выгодном положении, чем очень многие их коллеги по былым победам. Но всегда есть шанс не угодить, пойти не в том направлении, а еще хуже, изменить себе и слушателю. А слушатель измен любимым музыкантам не прощает.
Первое, что надо понять о Songs of Experience, так это то, что чуда не произошло. Это не The Joshua Tree, не All That You Can’t Leave Behind и даже не Pop. Но, измены, за которую последователи Робеспьера обезглавили бы всех четырех участников под радостные возгласы толпы, не произошло. При минимальном количестве выраженных хитов, как «You’re the Best Thing About Me» и «Get Out of Your Own Way», альбом получился верным традициям, а с этим и очень теплым и родным. Здесь есть и мягкость («Summer of Love») и напористость («American Soul»), в общем, хватит всем. Из Songs of Experience во все стороны сочится и струится свет, исходивший от группы еще с 1980-х. Весь альбом, выстроенный на «былом опыте», оправдывает себя целиком и полностью. Опыт сработал, как очень сложная, но точная формула, выведенная авторами много лет назад. Музыка U2, это как гипотеза Пуанкаре, то есть мы с высокой вероятностью понимаем, как это сделано, но воспроизвести не в состоянии. Это музыка, решение которой, подобно Перельману, знают только Боно и Эдж. Опыт, как говорится, не прокуришь и не пропьешь.