В разное время в СССР было несколько очень сильных документалистов. К ним, в первую очередь, относятся Роман Кармен и совмещавший театр и кино монументальный Михаил Ромм. В постсоветский период одним из самых ярких и проникновенных авторов документального жанра стал Сергей Лозница, но сегодня таковым можно назвать, в первую очередь, Виталия Манского.
Документалисты – не звезды и знают их только ценители, либо те, кто хотят посмотреть что-то из реальной жизни, а не вымышленной и придуманной сценаристами. Впервые зритель познакомился с Манским в период выхода документального сериала «Тату» в «Поднебесной» об успехах и провалах скандального российского поп-дуэта. Тогда нездоровая атмосфера, царившая на площадке, окончательно вбила клин между девчонками и их продюсером Иваном Шаповаловым. Позже зритель познакомился с показанным на «Закрытом показе» Гордона фильмом «Девственность», который оказался достаточно претенциозным, со сгущением красок вокруг молодых девушек, готовых потерять свою девственность в рекламе Coca-Cola или просто за деньги. Но это только то, что освещалось широко. Сам же режиссер в кругах ценителей больше известен, как автор мощных документальных лент «Труба» и «В лучах солнца», удостоенных «Кинотавра» и «Ники» соответственно.
Манский, родившийся в Советском Союзе в городе Львов, после распада страны автомитически стал гражданином России, поскольку проживал на территории нового государства. Теперь он со съемочной командой бороздит просторы Украины, запечатляя, как живет его многочисленная родня после событий зимы 2013-2014 года. Его родственники обосновались в разных уголках государства — Львове, Одессе, Донбассе и в присоединенном к России Севастополе. Автор, ограничившись членами семьи, пытается выяснить у них причины конфликта, из-за которых они оказываются по разные стороны баррикад.
Мать автора, по-прежнему живущая во Львове, говорящая с сыном без акцента на русском, не идет на выборы, объявленные позже Петром Порошенко самыми высокими по явке избирателей. Сестра, приехавшая погостить из ДНР в Одессу, слышит иной раз в свой адрес оскорбительное «сепаратистка». Родственник одессит верит в то, что война на Востоке Украины закончится 25 ноября 2014, поскольку там уже не будет ни света, ни газа, ни воды. Карпатские «вещуны» убедили другую родственницу из Львова в том, что боевые действия на Донбассе закончатся в апреле 2015-го. Ну и в дополнение крымская тетя, которая рада вхождению в состав России, наотрез отказывается разговаривать со львовскими родными о политике, даже не пытаясь при этом найти общий язык и общую тему для разговора. Все они боятся войны, а на первых порах боялись, что она будет продвигаться и распространится по всей территории взбудораженного «Майданом» государства. «Львов один из самых религиозных городов Украины. Быть может, люди отведут войну от нас своими молитвами» — говорит одна из героинь картины в беседе в подругой.
Сам Манский в кадре появляется лишь в паре эпизодов, чтобы фильм не был выстроен из закадровых диалогов. Его работы выполнены так, чтобы передать бытовую, обыденную, повседневную атмосферу. Этим картины режиссера и привлекательны. Если, например, упомянутый Лозница снимал погибающие деревни такими, что у зрителя ком к горлу подкатывал, то Манский избегает приемов нагнетания. Он старается показать все так, как если бы не он и его операторы, а лично вы присутствовали в тех самых местах и слушали тех самых людей.
Основная цель картины показать и отразить мнения родных о событиях уже почти четырехлетней давности, вместо того, чтобы бегать с микрофоном по улицам и расспрашивать об этом каждого встречного. Ведь родные будут более откровенными и открытыми в беседе, в отличие от случайных прохожих, старательно подбирающих слова, чтобы казаться сведущими во всех вопросах. Эта картина о расколовшихся взаимоотношениях, которые должны быть клеены и, как результат, составлять основную ценность для каждой из сторон, ведь эти события стали личной трагедий для каждого из героев.