Год российского кино удался. Иной раз у нас выходит один достойный «арт» в год, а в этом году сразу несколько ярких работ – уже номинированная на «Золотой Глобус» «Нелюбовь» Звягинцева, нареченный лучшим фильмом года «Аритмия» Хлебникова, яркий дебют совсем молодого Кантемира Балагова «Теснота» и наш текущий объект обзора с длиннющим названием «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов».
Конечно, вокруг всех этих фильмов не было столько пыли, шума и вони, как вокруг претенциозной «Матильды» и агитационного сценарно-постановочного «Крыма», пред премьерой которого создатели делано охали и ахали, предвещая шедевр кемероновского масштаба. Хотя рейтинги с громкой усмешкой показали обратное, а самый популярный кинообзорщик современности badcomidian и вовсе утопил его в выгребной яме. Не было столько шума и вокруг освистанного в Каннах «Кроткая» Сергея Лозницы, любящего снимать китчевое кино исключительно про утопающую водке в гнилозубую Россию, ходящую до сих пор в грязных ватниках и кирзовых сапогах на босу ногу. Но «каннский свист» озвучил свое мнение по картине.
«Витка чеснок» по миру не гремел и громко зрителем не обсуждался, но хуже от этого точно не стал. В его сюжете гопник Чеснок пьет со своими друзьями гопниками пламенное пойло под «Грибы», стараясь не ударить в грязь перед сложившимися стереотипами о молодежи периферии. Задача Чеснока нагнуть ненагибаемый мир, но мир, как в песне «Машины времени», оказывается прочней. Как результат, мы получаем смешной фильм о несмешном. По подаче это «Жмурки» Балабанова, а не невыносимая тяжесть бытия, давно сделавшая Звягинцева главным режиссером России на мировой арене. Забавности происходящему на экране добавляет саундтрек:
Заводной апельсин тын-тинь-ты-ры-рынь тынь-тынь…
Туса, киса плюс-тусин,
Кросы, сланцы, макасин.
Как кросс в аптеку магазин…
При наличии нескольких короткометражек, Хант, как и Балагов, стал еще одним ярким дебютантом-киноделом года уходящего, правда Балагов уже имеет на полке Приз ФИПРЕССИ «особый взгляд», а Ханту всего 32 и у него все впереди. В то время, когда наши зрители, аки герои утопии «Метрополис» Ланга, строем идут на очередные «Елки»/«Дедморозы», убеждая себя, что «в этот раз уж точно будет смешно», российский арт-хауз только крепнет с каждым годом. Чем несмешнее «елки», тем крепче артхауз – это аксиома. Надо сказать, именно это кинонаправление в России не просто интересное и достойное внимание, это то, что у нас в кино получается делать абсолютно безупречно. Ханту удалось заманить Алексея Серебрякова и Андрей Смирнов, которые известны тем, что во всяком ширпотребе не снимаются. Во всяком случае, стараются этого не делать. Ну и, конечно же, стоит отметить исполнителя главной роли Евгения Ткачука, — не всегда играющего хорошо, но с каждым разом все лучше и лучше. Конечно, не каждый уловит иронию и тонкости параллелей фильма, но, во всяком случае, попробовать стоит.