«Кроткая» — очередной фильм о невыносимой тяжести бытия в российской глубинке, где все сгнило, а что не сгнило, то сгорело.
Вы, например, когда на Балканах были, тоже наблюдали сюрреалистическую вакханалию, какую изображает своих популярных лентах Кустурица? Наверняка нет, наверняка вы даже удивились, насколько там все иначе, чем в мире самого известного серба. Хотя тут можно возразить, приведя в пример одно из самых жутких мест Восточной Европы – тот же район Ферентари, расположенный в Бухаресте. Район, который может тягаться за первенство с каирским районом Маншият-Насир. Есть,мол, адские дыры. Тем не менее, абсолютно увядающих мест в России, которые преподносит зрителю автор киновоплощения «Кроткой», мало. Даже Чита, именуемая местными «Читаго», за рекордный по стране уровень преступности, и та имеет свои симпатичные улицы. Лозница же создает некую постперестроечную атмосферу всеобщего упадка на самое дно, именуемое им современной Россией. Гнилозубы бабы, жрущие водку, похабные мужики с засаленными волосами и алкогольные оргии с игрой в бутылочку. Ладно притоны, сцену досмотра на вокзале посмотрите. Ну это же смешно.
Показывая железную банку, милиционер спрашивает: Здесь что?
Героиня: Сгущенка
Милиционер: Точно сгущенка?
Мозг зрителя: Нет, идиот, там 8 киллограм тротила и воспаленная фантазия Лозницы.
По китчевости происходящего меркнет и Герман, и Кустурица. Но такова кинореальность создателя. Нет, ругать и критиковать Лозницу за это нельзя, хотя он и был освистан в Каннах. Но «Кроткую» не нужно воспринимать буквально и близко к сердцу. Точно так же, как не стоит воспринимать за чистую монету адский пир «Хрусталев, машину!» Германа.
«Кроткая» – очень и очень вольная интерпретация повести Достоевского. Дескать, его-то – светилу культуры русской критиковать не будут, а стали. Зритель не поверил. Да, какая-нибудь отдельно взятая история может найти отражение в жизни главной героини, сколько тех побитый судеб — но будет ли все так безнадежно? Здесь же, куда ни сунься, везде тоска. В «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Кончаловской ведь тоже показывает безнадегу, но при этом делает большой акцент на красоту тех мест, окружающий одновременно загадочный и дикий для многих современников сельский мир. Но у Лозницы увядает и гниет все и сразу, и навсегда. Как художник – Лозница – мастер высшей категории, но как проводник между зрителем и реалиями современной России, – мошенник,игращий на стереотипах и предрассудках. Стыдно за него и за фильм.