Мы живем во времена, когда рэп повсюду и так сильно наступает всем на пятки, что уже нет сил противостоять его натиску. Но рэп — это уже давно не смешное позирование раннего «Дэцла» и «Мистера Малого», и все чаще уже не музыка «районов» – сегодня рэп расправил плечи, потому что в какой-то определенный момент рокерам как будто больше нечего сказать. Новые рэп-исполнители появляются настолько часто, что даже блогер Юрий Хаванский сказал: «хватит лезть к нам в рэп».
Но параллельно светской сцене начал развиваться рэп евангельский. Сначала этот бум произошел в США, когда христиане Lecrae и NF словно на локомотиве ворвались в мэйнстрим. Теперь мода на христианский рэп дошла и до нас, когда интересных артистов уже чуть больше, чем одних только Gospel People. И одним из таких перспективных и интересных артистов, на которых стоит обратить внимание, является DREW.
Мы поговорили с рэпером о том, какие цели нужно ставить музыканту, чтобы достичь результата, о значении рэп-культуры и о том, в каком русле она будет развиваться дальше.
Рэп последние года 3 – главный жанр на постсоветском пространстве, сконцентрировавший на себе все внимание. Но почему жанр так сложно развивается в христианстве, в частности в экс-странах СССР?
Я бы не сказал, что жанр, даже не христианский, очень массово популярен. Я вчера пересматривал фильм «Ноториус» (фильм о The Notorious B.I.G. – одном из самый влиятельных рэп-исполнителей в истории – ред.). Там его мама говорит о том, что «Бигги» рассказывал истории, и люди слушали его. И общаясь с многими американцами, я понял, что у нас идет некое расслоение, или это просто связанно с менталитетом. В общем, в Европе и Штатах люди слушают текст рэп-исполнителя, они слушают текст и панчи, хотя новая школа вообще несет в текстах дичь (пример, Lil Pump – ред.). У нас же смотрят, прежде всего, на то, качает ли музыка. Если качает, люди заливают в плеер, а не качает – не слушают. Может это еще и проблема самих наших исполнителей. В СНГ, например, можно взять меньше 100 исполнителей, которые качают по всему постсоветскому пространству. Но я не скажу, что жанр везде развит и развивается. У нас он набирает обороты и будет как в Штатах, станет жанром №1.
А в христианстве рэп не особо развивается, потому что люди просто не слушают такую музыку. Я уверен, что уже есть новички, которые делают круто, но их не видят. Это как с народом израильским в пустыне – должно пройти поколение, чтобы люди начали внемлить. Возможно, мы уже то самое поколение.
Для тебя самого рэп и хип-хоп – просто музыка или целая культура? Как вообще ты относишься к таким понятиям, как «трушность» в рэпе и кто для тебя жанровый эталон? Я стараюсь задавать этот вопрос всем рэперам, чтобы понять степень вовлеченности.
Для меня рэп и хип-хоп – реальная культура – история поколений, которую уже не искоренить. Это культура, которая вросла в жизнь многих людей. Новый виток, который пустил корни. По сути, мы те же самые писатели, только кладущие стихи на музыку. Понятие «трушность» для меня всегда было своеобразным. Настоящим надо быть в том, что ты делаешь. Когда в своем треке ты отвечаешь за свои слова. Если я буду говорить о том, что я одеваюсь в Gucci и сплю с девушками, которые мне нравятся, это уже будет «не тру». Я не такой человек и я не собираюсь читать о том, что не обо мне. Я несу людям то, чем живу сам. И говорю только то, что, по моему мнению, правильно. А как воспринимать меня – выбор слушателя.
А что на счет эталона в жанре. Я не уверен, что есть таковой. Я слушаю разную музыку. Я люблю классику, люблю поклонение. И если бы я не делал рэп, я бы пел «воршип» типа Карена Карагяна (лидер прославления церкви «Слово Жизни» Москва – ред.). Я слушаю многих музыкантов и стараюсь впитывать самое лучшее. А эталон – Писание, потому что все оттуда.
В прошлом году вышел твой дебютный мини-альбом The Road, а слушатели тебя назвали главным открытием в рэпе на христианской сцене 2017. Насколько перспективно сегодня работать с полноформатными релизами и какие ты для себя видишь перспективы развития в стиле дальше?
(Смеется) На самом деле это не дебютная работа, просто я о нем больше писал и говорил в соцсетях. Первый альбом «Listen» я выпустил в 2015-м году, там еще обложка была стилизована под лого RUN-DMC. И были еще синглы. Затем, через полгода я выпустил альбом «9BULLETS». У меня много синглов. Кто-то насчитал их уже сорок. Поэтому, сказать, что я «открытие 2017-го года» это как-то…
Кстати, спасибо ребятам из Gospel People, особенно Саше Чефу, за то, что он обратил на меня внимание и взял в проект («Гаспел в массы» – ред.). Каждый из нас написал свои строки к тому треку. Я противник гострайта, потому что автор должен быть автором и писать сам.
А полноформатные релизы – даже не знаю. Идея альбома появляется неожиданно. Сейчас я выпустил релиз на три трека – «Tell Them». У меня есть идея еще одного альбома, но я подумал – это будет еще один альбом на 9-ть треков, как и раньше. В принципе, это перспективно. Иногда мне пишут: «чувак, мне понравился твой трек, но жаль, что он короткий» и в таком духе. Или говорят о том, что треков мало на альбоме. Какие бы ни были альбомы, они всегда будут заходить кому-нибудь.
Ну а по перспективам развития. Когда у меня появится семья, я не хочу останавливаться. И даже когда я стану старичком в рэпе, я хочу двигаться с новичками.
То есть ты не видишь возрастного предела для развития в рэпе?
Какой возрастной предел? Посмотри на Фьюза (Артём «Fuze» Бровков – ему сейчас 37 лет – ред.), на Смоки Мо (35 лет – ред.), на Эминема посмотри (главному рэперу планеты сейчас 45 – ред.). Когда Эминем выпустил последний альбом, его спросили, почему у него такая свежая концепция и такие новые жанровые стили, на что он ответил, что ему интересно соревноваться с новичками и идти в ногу со временем. Поэтому нет никаких возрастных ограничений.
Одна из причин, почему пропадают те или иные артисты с поля зрения – невозможность творчеством себя обеспечить. То есть можно долго и упорно работать в музыке, но, в конечном итоге, музыка останется хобби. Ты готов к такому раскладу?
Да, многие перестают заниматься музыкой, потому что она не приносит ничего. И тогда люди берутся за это, уже как за хобби. Важно понять, для чего ты это делаешь. Я делаю музыку, потому что вижу в этом свое призвание и вижу в этом конечную цель. В одном из своих постов в «инстаграмме» я написал, что никогда не постарею и это значит, что я никогда не брошу этим заниматься. Сколько я музыкой уже занимаюсь, и мне это дохода не приносит, но и делаю я это не ради дохода, а потому что люблю это и делаю это для Бога. Меня несколько лет назад вдохновил Герик Горилла в передаче у Карандаша «Профессия рэпер». Он сказал: «я восемь лет работал в офисе, тратя половину денег на жизнь и другую половину на музыку, а потом выстрелил, как артист». Он, конечно, не самый известный артист в рэпе, но, тем не менее, меня своим ответом смотивировал. Я готов к тому, что нужно идти к цели достаточно долго. И я уверен, что в Украине я буду одним из тех, кто выйдет на передовую.
Feduk годами пел про «футбольчик», только с этого ничего не зарабатывал, а потом сделал «Розовое вино» и стал одним из самых хайповых исполнителей, на трек которого Ургант сделал одну из самых популярных своих пародий. Тебе не кажется, что главный камень преткновения для популяризации постсоветской христианской музыки является именно отсутствие настоящих хитов?
Даже тот же «футбольчик» Feduk’a (речь о треке «Околофутбола» – ред.), когда он вышел к саундтреку фильма «Околофутбола» , был очень популярным. У нас тут все пацаны в Одессе слушали. Тогда была модна такая музыка, а сейчас в моде клубный рэп – трэп, в стиле «Грибов». Но насколько реально выпустить хитовый трек? Я думаю, каждый артист должен ставить себе цель, чтобы каждый трек делался по-максимуму. Чтобы он застрял в голове у слушателя, потому что мы знаем, что 80% успеха трека зависят от удачного припева.
У Gospel People, у Фоджея есть песни, которые мне постоянно хочется слушать. У Tim-J тоже. Но хит выбирать слушателям. Для одного слушателя песня может быть хитом, а другой скажет: «не качает».
Ты ощущаешь, в каком направлении и тенденции рэп будет развиваться дальше? Лет 8 назад предсказали «танцевальность» рока, и судя по релизам Franz Ferdinand, Kasabian или того же Мумий Тролля, именно это и произошло. А что по рэпу?
Я скажу словами Екклесиаста: «нет ничего нового под Небом». Все уже давным-давно придумано, и просто будут браться маленькие кусочки стилей, и будет формироваться жанровый Оптимус Прайм. Я смотрел обзор, в котором разбирают новых рэперов с их новой школой, и там, например, вывели, что в 80-х были такие же музыкальные ходы. В рэпе будет новое звучание, будет присутствовать рок и миксы из самых-самых разных стилей.