По всему миру существует множество христианских групп, играющих тяжелую музыку. Помимо популярности на христианской сцене, нередко они имеют уважение и среди светских слушателей. Отличный тому пример европейцы Antestor и Extol, а также бесконечное число американских коллективов от P.O.D. до For Today. Но в наших краях это пока еще экзотика, кроме того, существует стойкое мнение, что христианство и metal-музыка пересечься не могут по определению.
Мы поговорили с Сергеем Латышевым – лидером группы «Живые Камни» и пастором церкви «Новое Поколение» (не имеющая прямого отношения к церкви А. Ледяева) о metal-миссии, Slayer и музыке вообще.
Первый вопрос, который напрашивается, когда смотришь на тебя: как часто ты слышишь критику в свою сторону за внешний вид, и за то, что ты играешь в metal-бэнде и почему ты вообще избрал для себя такой имидж?
Я не избирал такой имидж (смеется). Я не ряженый. Я такой, какой есть (смеется). Как говорится – что в витрине, то и в магазине! Хэви-метал пришёл в мою жизнь, когда я учился ещё в школе. Мне в руки попал виниловый диск группы Def Leppard – High and Dry и меня просто потрясла подача, экспрессивность вокала, мощь гитарных риффов и музыкальность композиций, эмоциональный накал в каждой вещи, полная самоотдача и искренность. Я ту пластинку до дыр заслушал. Это был примерно год 1982-83. Тогда я понял, что хочу исполнять, потом у меня появились записи AC/DC. Через несколько лет вышел альбом Metallica — Master Of Puppets, а ещё через год Among The Living от Anthrax — таких гитар я в жизни не слыхал. К тому времени я носил только косуху и джинсы. Причём, случай был: меня от военкомата положили на обследование в больничку. К тому времени я уже успел жениться, повстречав девушку своей мечты, с которой тридцать лет уже вместе, и потому отчаянно от армии косил. Врачи не могли с меня снять косуху. Я в ней прямо в отделении и лежал. Они говорят: «надо сдать куртку – это верхняя одежда», а я отвечал: «это моя пижама!» (смеется).
В 1992-м году Иисус пришёл в мою разрушенную наркотиками жизнь и изменил её полностью, восстановив разрушенные здоровье, отношения с женой, изорванную душу. Когда мы с женой пришли на первое в своей жизни собрание евангельской церкви, где уже были спасены несколько моих друзей-музыкантов, с кем делили прежде и сцену и дозу, христиане-служители на сцене испугались нас, подумав, что сейчас «сатанисты» раздолбают всё оборудование и сорвут служение. А мы пришли покаяться перед Богом. Для меня немаловажным фактором, который помог мне остаться на собрании и не сбежать от всего, что там происходило, было то, что мои прежние друзья, которые мне свидетельствовали о Христе, стоящие сейчас на сцене, были подобно мне, в пилённых рваных джинсах, с длинными волосами. Это послужило тому, что я понял – меня не прогонят, здесь есть место таким, как я!
В Евангелии от Матфея в последней главе, где Иисус даёт Великое поручение, Он говорит, чтобы Его ученики шли по всей Земле и несли Весть о спасении все народам. Нам присуще понимать под этим аборигенов Австралии, папуасов Новой Гвинеи, кого угодно, только не тех, кто среди нас. Однажды Бог обратил моё внимание на это место Писания, где я увидел этносы, которые рядом, а не в джунглях Амазонки. Каждому этносу присуще то, что отличает один этнос от другого – язык, культура, одежда, обычаи, эпос, мировоззрение (космология), музыка и т.д. Я тогда подумал: стоп, вот же – я спасён Христом из этноса металхэдов. Я считаю, что одна из проблем Евангелизации сегодня в том, что мы пытаемся навязать народам христианскую культуру. Я не против христианской культуры, но только никакая культура, даже самая лучшая, не имеет силы изменить человеческую сущность. В великом поручении Иисус сказал нести не другую культуру, а Самого Христа в другие культуры.
Ни для кого не секрет, что церкви не приветствуют облаченных в косухи длинноволосых прихожан. И если на первый раз тебя примут таким, какой ты есть, то в последующем начнут перевоспитывать. К примеру, из 100% прослушиваемой мной музыки – 15-20% составляет тяжелая музыка (светская и христианская вместе), но на моем внешнем виде любовь к подобной музыке совсем не отражается. Другие же, как ты, подчеркнуто металхэды во всеоружии. Как ты считаешь, церковь должна идти на уступки прихожанину-металлисту, или наоборот, прихожанин должен смириться и изменить свой гротескный внешний образ, если того требуют пастор и окружение?
Есть достаточно много хороших искренних людей, которые хотели бы меня постричь, побрить, причесать и переодеть. Скажу больше: я это уже проходил. Через года два после своего обращения к Иисусу я постригся, оделся в цивильный костюм с галстуком, сообразно культуре церкви – года полтора нёс служение поклонения. Но я ощущал диссонанс со своим внутренним «я», то есть, я чувствовал себя немножко «ряженым». Я хочу ещё раз подчеркнуть: своим внешним видом я не пытаюсь противопоставлять себя чему-то или кому-то. Я верю, что Бог может использовать это, как средство, помогающее устанавливать коммуникацию в среде субкультур.
Если человек не рождён свыше, то переодев, причесав его на косой пробор, вряд ли можно чего-то хорошего добиться. А если человек возрождён через покаяние, обращён всем сердцем к Богу, то он сам сделает выбор, что ему носить и как выглядеть. Скажу больше: жертвенник построен из камней, на которые не накладывалось тесло, а вавилонская башня из одинаковых кирпичей. Сказали люди: «наделаем из глины кирпичей и построим башню до Небес, чтобы сделать себе имя». Вот эти попытки наделать кирпичей никак не прекратятся.
Если человек любит Бога, людей, отдаёт себя служению, посвящён, изменён его образ жизни – это, я считаю, важнейший фактор, а не то, в какую он куртку одет и насколько длинны его волосы. Я думаю, что нужно позволить Духу Святому работать с сердцами приходящих людей, а не принуждать их становиться ещё одним кирпичом в стене.
Насколько я знаю, твоей любимой группой являются Slayer. При всех за и против, обложки их альбомов, особенно Christ Illusion и Repentless, где на первой Иисус изображен почти в карикатурной форме в виде зомби, а на второй – демон с черными глазами – вызывают много вопросов. Не возникает ли у тебя некий диссонанс, когда ты слушаешь их альбомы? «Метал» несет скрытые послания или же это музыкальное шапито, каким, например, именует Алекс Уэбстер свою группу Cannibal Corpse?
В группе Slayer, конечно, не всё однозначно. По-настоящему злой там только Кэрри (Кэрри Кинг – гитарист – ред.). И то, злой он по той простой причине, что жизнь многих теле-проповедников, о которых он с негодованием часто отзывается нелестно в интервью, не соответствует их вести. Есть фильм с Орландо Блумом «Отступник», где затрагивается проблема подобного характера. Поэтому и обложки такие. На них изображён тот Христос, которого несут нечистые теле-проповедники и христиане, жизнь которых не соответствует их громким провозглашениям. То есть, это не мой Иисус.
Единственная виниловая пластинка из тех, что нравятся мне в дискографии Slayer, которую я не приобрёл, как раз по причине обложки – Show No Mercy. А например, God Hates Us All мне не нравится не только из-за обложки, но из-за музыкального материала и послания – этой пластинки у меня тоже нет и не будет. Diabolus in musica у меня тоже нет по той же причине – отстой по всем параметрам, хотя облога как раз прикольная (смеется).
Ну а насчет послания, у нас в группе вполне себе открытое послание. У тех же Slayer есть очень даже серьёзные темы в песнях, которые они поднимают. Эти вещи мы сами исполняем на своих выступлениях.
Вопрос с музыкой очень интересный, и этому бы отдельный разговор посвятить. Например, если мы говорим о музыке, о музыке христианской или антихристианской, вопрос: что делает её христианской или наоборот, кроме прямого текста? Ну и т.д.
То есть представим, в твоей церкви найдется прихожанин, который будет слушать блэк-метал со всеми вытекающими из жанра – ты не станешь переживать за его духовное состояние? Мол, как это ты слушаешь Mayhem и Burzum, когда их лидеры отъявленные сатанисты, поджигавшие церкви в Норвегии и убивавшие своих коллег по цеху? Ты не считаешь, что музыка может влиять деструктивно? И как ты определяешь границы дозволенного в музыке для себя самого?
Если человек не возрожден свыше, переобувать его бессмысленно. Человек с возрождённым духом сделает выбор. Помнишь, Иоанн пишет в Первом послании 2:27: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте».
Христианской или нехристианской музыку делает не текст, а люди, исполняющие её. Их посвященность Богу и наполненность – определяющий фактор. То же самое с обратной стороной – самую помазанную песню поклонения будет исполнять грешник – не будет духовного эффекта, присутствия Бога не будет.
А на самом деле по-настоящему посвящённых сатане (осознанно, беззаветно и бесповоротно) не так много музыкантов. Их я слушать не могу и не хочу – это очень неприятно и противно мне.
Несколько лет назад в России (а ранее в Беларуси) начали запрещать концерты представителей metal-сцены – Cannibal Corpse, Behemoth, Belphegor и т.д. Запреты объясняют тем, что эти коллективы пагубно влияют на молодёжь из-за своего подчёркнуто сатанинского имиджа. Behemoth даже арестовали под предлогом нарушения визового режима, хотя виза им выдавалась в посольстве РФ. В общем, твое мнение о подобных запретах? Ведь, по сути, логики подобные запреты не лишены. Взять, к примеру, выходку в Польше Gorgoroth, кончившуюся для музыкантов арестом (на их сцене были распятые голые женщины – ред.), разве власти оказались неправы?
Я видел видеосюжеты, где парней из Behemoth в аэропорту неадекватные казаки и иже с ним кулаками встречали – очень в «христианском духе». «Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа…» – говорит Евангелие от Луки 9:54 – 55.
А были ли правы власти с арестом музыкантов за то, что у них на сцене творилось, судить не берусь. Но вот, например, на концертах W.A.S.P. творилось тоже всякое. Лидер W.A.S.P. Блэки обратился к Богу (несколько лет назад лидер некогда самый скандальной группы США Блэки Лоллес пришел к Богу и записал христианский альбом под вывеской W.A.S.P. – ред.), хотя его тоже преследовали. Но делать из этих людей мучеников не стоит. На мой взгляд, такое явление, как музыка black-metal, в какой-то мере появилась, как противодействие сожжениям пластинок и плакатов KISS в Америке родителями-христианами детей, слушавших такую музыку. Своего рода протест.
В США и Европе есть много примеров metal-пасторов и всяких metal-миссий. К примеру, пастор Боб Биман или движение The Whosoevers. Но ничего подобного нет у нас, кроме уже завершившей своей путь миссии «Глас Вопиющего», некогда возглавляемой Федором Бузилевичем из Holy Blood. Как ты считаешь, нужны ли нам такие миссии и metal-служения, или народ наш еще не готов к такой экзотике?
Я знаком с пастором Бобом на «фэйсбуке». Очень уважаю то, что он делает для металхэдов Америки, так же у него есть отдельное служение, где он и его команда оказывают помощь бездомным горячей пищей и одеждой. С Фёдором мы тоже имеем контакт. Сам я не являюсь «метал» пастором в том понимании, о котором ты говоришь. Я просто пастор церкви, в которой совершенно разные люди и это здорово, что разные. Нужны ли металл Церкви – не знаю. На мой взгляд, такие церкви несколько ущербны, но я могу ошибаться. А вот по поводу миссий, направленных на достижение металхэдов – это, думаю, да. Это необходимо.
Ну и было бы странным не спросить тебя о группе «Живые Камни», но поскольку мы говорим по душам, буквально в атмосфере домашнего чая, хочется спросить не о творчестве и планах, а самом забавном случае, произошедшем на вашем концерте?
Однажды на нашем концерте одна неадекватная дамочка (вполне возможно, что одержимая) начала всячески бурно реагировать со второго яруса клуба, где мы выступали. В основном люди реагируют положительно, отмечая, что, несмотря на крайне агрессивный музыкальный стиль, в котором мы играем, они испытывают с их слов: «очень мощную светлую энергию и радость, сильный позитив, исходящий от нас и нашей музыки», но, тем не менее, всегда находятся люди, реагирующие негативно. Так вот, эта барышня начала выкрикивать жуткие проклятия, оскорбления в наш адрес, в адрес Христа, в адрес нашего творчества, ну и т.д. В итоге, к ней подошли парни в косухах и сказали ей заткнуться. Она и их покрыла матом, за что получила по носу. После выступления она подошла к нам с обвинениями, мол, вот, ваши люди мне лицо набили! На что я ей ответил: «нет, милочка, это как раз не наши, а ваши люди тебе лицо набили» (смеется).