В 1669 году лютеранский пастор Иоганн-Готфрид Грегори, служивший в церкви Святых Петра и Павла в Немецкой слободе в Москве, организовал при церкви приходскую школу, оборудованную на средства немецкого герцога Эрнста I Благочестивого.
Эта школа была бесплатной для детей всех сословий и вероисповедания и фактически явилась первым учебным заведением такого типа в России. При школе же пастором был открыт и небольшой театр. В XVII веке в Европе такие театрики были неотъемлемой частью педагогического процесса, на спектаклях закрепляли пройденный на уроках материал.
Школьным театром заинтересовался Артамон Матвеев, близкий друг царя Алексея Михаловича. Рано потерявший жену и старшего сына царь любил бывать у Матвеева, именно в его доме он познакомился с дальней родственницей супруги Матвеева, девицей Натальей Нарышкиной. Наталья Кирилловна царю приглянулась, вскоре он на ней женился. Рождение царского первенца Петра было решено отпраздновать широко, в том числе организовав настоящее театрализованное представление. Это дело царь поручил Артамону Матвееву, который для начала решил выписать из Европы профессиональную театральную труппу, но договориться о приезде иностранного театра в Москву не удалось. Матвеев обратился за помощью к пастору Грегори, последнего вызвали во дворец, где сам царь «указал тому иноземцу, магистру Ягану Готфриду, учинить комедию».
Дело было ответственным, и пастор Грегори для начала переделал в пьесу один из библейских сюжетов, по мотивам ветхозаветной Книги Эсфирь, создав «трагическую комедию Агасфер и Эсфирь». Кстати, первоначальный текст пьесы, написанный на немецком языке, был переведен пастором на русский язык с помощью славянской Библии. В окончательном варианте пьеса стала называться «Артаксерксово действо» и она стала первой театральной пьесой русского театра. Постановку решено было сыграть в селе Преображенском, где под наблюдением Артамона Матвеева начались работы по созданию фактически первого русского придворного театра. Строительство театрального здания завершили в октябре 1672 года, потратив значительные средства на внутреннюю отделку «хоромины», пошив костюмов и декорации. Собрали сводный оркестр, в котором играли домашние музыканты Матвеева и служители церкви пастора Грегори.
Премьера «Артаксерксова действа» состоялась 17 октября 1672 года. Спектакль шел 10 часов, представление получилось ярким, с огромной массовкой и множеством персонажей. На сцене играли десятки актёров, певцов и танцоров; это были ученики пастора Грегори, дети офицеров, купцов, ремесленников Кукуйской слободы. Царское семейство взирало на спектакль, сидя в креслах, обитых красным сукном, а остальная свита разместилась на простых деревянных скамьях. Царь остался доволен увиденным и щедро наградил создателей спектакля и участников представления.
В дальнейшем Алексей Михайлович распорядился в Кремле «…над Аптекой, что на Дворце, в полатах построить хоромину как быть комедийному действу». Уже в новом помещении была поставлена очередная пьеса пастора Грегори, созданная на основе библейского сюжета о Юдифи и Олоферне, с ариями из различных немецких обработок сюжета о Юдифи. Затем в кремлёвском придворном театре состоялась премьера балета на музыку композитора Генриха Щютца «Орфей и Эвридика». Впервые этот балет был показан на сцене дрезденского театра в 1638 году и в России имел настолько большой успех, что пастор Грегори и другие «комедианты Артаксерксова действа» были приглашены в царский дворец и допущены к руке Алексея Михайловича, что явилось знаком неслыханной милости. Никогда ранее ни один лютеранский пастор и дети иностранцев к этой церемонии не допускались.
В Немецкой слободе пастору Грегори было поручено создать первую в России театральную школу «по исправлению комедий», в которую лично Артамон Матвеев отобрал 26 москвичей для обучения. В 1674-1675 гг. первый русский театр поставил несколько спектаклей, которым сопутствовал большой успех. Но увы, главный режиссёр и драматург, пастор Иоганн Готфрид Грегори тяжело заболел и в 1675 году, после безуспешного лечения в Европе, умер в городе Мерзербурге. Без него спектакли прекратились.
И лишь 30 лет спустя в Москве возобновятся театральные постановки после того, как в столицу приедет приглашённая по приказу царя Петра I труппа немецких актеров из Данцига
Иллюстрация: Пастор Иоганн Грегори.
Автор: Андрей Ретингер.