Воскресенье, 19.10.2025
  • О проекте
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты

Протестанты создали русский театр

от Редактор
25.03.2018
в Культура
1 мин чтения
Протестанты создали русский театр

В 1669 году лютеранский пастор Иоганн-Готфрид Грегори, служивший в церкви Святых Петра и Павла в Немецкой слободе в Москве, организовал при церкви приходскую школу, оборудованную на средства немецкого герцога Эрнста I Благочестивого.

Эта школа была бесплатной для детей всех сословий и вероисповедания и фактически явилась первым учебным заведением такого типа в России. При школе же пастором был открыт и небольшой театр. В XVII веке в Европе такие театрики были неотъемлемой частью педагогического процесса, на спектаклях закрепляли пройденный на уроках материал.

Школьным театром заинтересовался Артамон Матвеев, близкий друг царя Алексея Михаловича. Рано потерявший жену и старшего сына царь любил бывать у Матвеева, именно в его доме он познакомился с дальней родственницей супруги Матвеева, девицей Натальей Нарышкиной. Наталья Кирилловна царю приглянулась, вскоре он на ней женился. Рождение царского первенца Петра было решено отпраздновать широко, в том числе организовав настоящее театрализованное представление. Это дело царь поручил Артамону Матвееву, который для начала решил выписать из Европы профессиональную театральную труппу, но договориться о приезде иностранного театра в Москву не удалось. Матвеев обратился за помощью к пастору Грегори, последнего вызвали во дворец, где сам царь «указал тому иноземцу, магистру Ягану Готфриду, учинить комедию».

Дело было ответственным, и пастор Грегори для начала переделал в пьесу один из библейских сюжетов, по мотивам ветхозаветной Книги Эсфирь, создав «трагическую комедию Агасфер и Эсфирь». Кстати, первоначальный текст пьесы, написанный на немецком языке, был переведен пастором на русский язык с помощью славянской Библии. В окончательном варианте пьеса стала называться «Артаксерксово действо» и она стала первой театральной пьесой русского театра. Постановку решено было сыграть в селе Преображенском, где под наблюдением Артамона Матвеева начались работы по созданию фактически первого русского придворного театра. Строительство театрального здания завершили в октябре 1672 года, потратив значительные средства на внутреннюю отделку «хоромины», пошив костюмов и декорации. Собрали сводный оркестр, в котором играли домашние музыканты Матвеева и служители церкви пастора Грегори.

Премьера «Артаксерксова действа» состоялась 17 октября 1672 года. Спектакль шел 10 часов, представление получилось ярким, с огромной массовкой и множеством персонажей. На сцене играли десятки актёров, певцов и танцоров; это были ученики пастора Грегори, дети офицеров, купцов, ремесленников Кукуйской слободы. Царское семейство взирало на спектакль, сидя в креслах, обитых красным сукном, а остальная свита разместилась на простых деревянных скамьях. Царь остался доволен увиденным и щедро наградил создателей спектакля и участников представления.

В дальнейшем Алексей Михайлович распорядился в Кремле «…над Аптекой, что на Дворце, в полатах построить хоромину как быть комедийному действу». Уже в новом помещении была поставлена очередная пьеса пастора Грегори, созданная на основе библейского сюжета о Юдифи и Олоферне, с ариями из различных немецких обработок сюжета о Юдифи. Затем в кремлёвском придворном театре состоялась премьера балета на музыку композитора Генриха Щютца «Орфей и Эвридика». Впервые этот балет был показан на сцене дрезденского театра в 1638 году и в России имел настолько большой успех, что пастор Грегори и другие «комедианты Артаксерксова действа» были приглашены в царский дворец и допущены к руке Алексея Михайловича, что явилось знаком неслыханной милости. Никогда ранее ни один лютеранский пастор и дети иностранцев к этой церемонии не допускались.

В Немецкой слободе пастору Грегори было поручено создать первую в России театральную школу «по исправлению комедий», в которую лично Артамон Матвеев отобрал 26 москвичей для обучения. В 1674-1675 гг. первый русский театр поставил несколько спектаклей, которым сопутствовал большой успех. Но увы, главный режиссёр и драматург, пастор Иоганн Готфрид Грегори тяжело заболел и в 1675 году, после безуспешного лечения в Европе, умер в городе Мерзербурге. Без него спектакли прекратились.

И лишь 30 лет спустя в Москве возобновятся театральные постановки после того, как в столицу приедет приглашённая по приказу царя Петра I труппа немецких актеров из Данцига

Иллюстрация: Пастор Иоганн Грегори.

Автор: Андрей Ретингер.

Теги: В РоссииВыбор редактораДеятельностьПротестантизмХристиане
Предыдущий Пост

Атомные города голосовали за Владимира Путина

Следующий Пост

Лучшие фотографии природы за прошедшую неделю

Связанные Посты

Культпоход: Сказочные путешествия Конька-горбунка на сцене главного театра страны

Культпоход: Сказочные путешествия Конька-горбунка на сцене главного театра страны

03.06.2025

На исторической сцене Большого театра 29 мая прошла премьера балета «Конек-горбунок». Это первый балетный спектакль Большого под руководством Валерия Гергиева....

Эксперименты театра «среда 21»

Эксперименты театра «среда 21»

01.06.2025

«Среда 21» - так называется независимый камерный театр продюсера Татьяны Лукьяновой. Это небольшое здание в модном пространстве Москвы среди зеленых...

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025

20 марта 2025 года в «Театре на Трубной» пройдет премьера спектакля«Вердикт» по мотивам пьесы «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. О...

Искусственный интеллект «прочитал» и проанализировал трилогию «Властелин Колец» Толкина

Искусственный интеллект «прочитал» и проанализировал трилогию «Властелин Колец» Толкина

05.04.2023

Российские ученые под руководством старшего научного сотрудника Института искусственного интеллекта AIRI (Москва) Ильи Макарова приспособили уже существующие нейросетевые алгоритмы для...

Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

27.07.2022

«Бесприданница» — спектакль о любви и товарно-денежных отношениях. В июле театр «Мастерская Петра Фоменко» отмечает 90 лет со дня рождения своего создателя. Петр Наумович...

Девушки из 1938 года: первая выставка 83-летней вышивальщицы открылась в Москве

Девушки из 1938 года: первая выставка 83-летней вышивальщицы открылась в Москве

14.06.2021

Москва, 14 июня. Необычная выставка 83-летней художницы из Санкт-Петербурга Юлии Алешичевой открылась в московском  музее русского лубка и наивного искусства...

Загрузить Еще
Следующий Пост
Лучшие фотографии природы за прошедшую неделю

Лучшие фотографии природы за прошедшую неделю

Хорошие причины игнорировать новости

Хорошие причины игнорировать новости

Top Stories

Сердце первокурсников: итоги многолетнего исследования в вузе финансово-экономического профиля

Сердце первокурсников: итоги многолетнего исследования в вузе финансово-экономического профиля

17.10.2025
Воспитание нового поколение ученых в РФ обсудили на Всемирной атомной неделе

Воспитание нового поколение ученых в РФ обсудили на Всемирной атомной неделе

29.09.2025
На ММКЯ представили книгу о выдающихся ученых, веривших в Бога

На ММКЯ представили книгу о выдающихся ученых, веривших в Бога

06.09.2025
мх

©️ Ref news, сетевое издание Ref news (перевод названия на государственный язык Российской Федерации: Реф ньюс)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Cвидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66760, от 22.08.2016
Адрес редакции: 155516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18. Телефон: +74953459440, e-mail russunion@mail.ru. Главный редактор — К.В. Бендас.

Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения

© 2024