Воскресенье, 18.05.2025
  • О проекте
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения
RefNews
Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты

Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

от Редактор
27.07.2022
в В России, Культура, О главном
1 мин чтения
Культпоход: «Бесприданница» Петра Фоменко

«Бесприданница» — спектакль о любви и товарно-денежных отношениях. В июле театр «Мастерская Петра Фоменко» отмечает 90 лет со дня рождения своего создателя. Петр Наумович плодотворно работал со многими театральными коллективами, а своему театру отдал без малого двадцать лет творческой жизни и подарил шестнадцать незабываемых спектаклей. Один из них, кстати идущий крайне нечасто, «Бесприданницу» по пьесе Островского, мне посчастливилось увидеть спустя почти четырнадцать лет со дня премьеры.  

А.Н. Островский посвятил написанию своей сороковой пьесы четыре года и считал ее одним из лучших своих произведений, хотя тогдашняя критика была весьма нелестной. «Бесприданницу» посчитали поверхностной и скучной, а героиню — легкомысленной и доверчивой девицей. Однако, вот уже больше ста сорока лет сочинение мастера русской прозы не сходит с театральных подмостков.  

В своей интерпретации Фоменко отошел от традиционных, уже привычных зрителю трагедий каждого персонажа пьесы. «Бесприданница» — спектакль с тонким юмором, приглушенным звучанием, неприкрытым цинизмом и горьким безразличием к жизни всех и каждого. Здесь, в этом городе, построенным Петром Наумовичем, в многоуровневых конструкциях декораций, герои живут по инерции, расхаживают по лестницам, как по променаду, между делом продавая и приобретая пароходы, собираются на выставку в Париж, заключают сделку с выгодной женитьбой на «золотых приисках», и также, между делом, коверкают и ломают судьбу «живого товара» — юной Ларисы Огудаловой.

Это скучное, занудное общество, где царят исключительно товарно- денежные отношения, приправленные безвкусным празднеством купленных цыган, нелепой театральщиной мятого актера-неудачника Робинзона, шампанским в чайниках и дорогой игрушкой от Хариты Игнатьевны, ее дочерью, цинично выставленной на торги. Да и сама Лариса — существо безрадостное, без надрыва, без душераздирающих страстей, уже привыкла думать о себе в прошедшем времени. 

Вот тут-то, в этой кажущейся скучище и заурядности, постепенно начинает открываться гениальность режиссуры Фоменко, медленно затягивая в себя неожиданными нюансами, яркими вспышками прорвавшегося раздражения, вкрадчивыми штрихами гаденькой мелкой лжи, липкой, мерзкой выгоды — всегда и во всем. Нет ничего однозначного в этой черно-белой гамме, жизнь, с ее человеческими страстями, врывается в эту тягомотину отчаянным вихрем. Так внезапно раскрывается перед зрителем Карандышев, сделанный режиссером главным персонажем первого действия, блестяще сыгранный Евгением Цыгановым. Из серого, подобострастного человечка он вырастает раздутый фанфарон, искрящейся бахвальством и глупостью. Цыганов делает его не просто жалким, а омерзительным.  

В целом актерский ансамбль (а он почти не изменился за эти 14 лет, исключение — роль Вожеватова, на нее ввели Томас Моцкус) очень удачный. Харита Игнатьевна в исполнении Натальи Курдюбовой особа изворотливая, ловко лавирующая между потенциальными кавалерами-покупателями. Дама с налетом былой красоты и весьма богатым прошлым, держит себя уверенно, намекая на прошлые теплые отношения и с Паратовым в том числе. Кстати о Паратове. Илья Любимов играет его грубым и жестким, наглым и бездушным, с пренебрежением относящимся к обожающей его Ларисе. Он — абсолютный эгоист, и даже (в современной терминологии) абъюзер, без всякого романтичного представления о былой чести русского дворянина.  

И конечно, режиссер Фоменко поставил безумно трудную, нетривиальную задачу перед актрисой Полиной Агуреевой. Ее Лариса предстает перед зрителем уже сломанной, сорванным мимоходом цветком, безучастной к своей дальнейшей судьбе. Лишь мимолетная вспышка счастливой радости и надежды ненадолго сверкнет при появлении Паратова, но тут же померкнет от лжи и равнодушия возлюбленного. Напряженная динамика второго действия целиком ложится на плечи Ларисы Огудаловой и героиня Полины Агуреевой — почти бесплотная нимфа, полусумасшедшая Офелия, летящая в пропасть Катерина с безусловной благодарностью принимает свою смерть.  Гениальность большого художника — это не только умение создать настоящий шедевр, но и оставить его для будущих поколений актуальным, современным, завораживающим, притягательным на долгие — долгие годы, даже когда его создателя уже нет рядом с нами.   

Автор: Анна Виноградова

Фото: Лариса Герасимчук

Предыдущий Пост

Детям с болезнями сердца нужен особый уход в жаркую погоду - врач

Следующий Пост

Юрий Оганесян о выборах президента РАН: «Нам нужно завершить начатое дело»

Связанные Посты

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025

«Мы сами — часть тайны, которую пытаемся разгадать». Макс Планк. Эпистемологический инстинкт в нашей основе. Мы стремимся проникнуть в глубочайшие...

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025

20 марта 2025 года в «Театре на Трубной» пройдет премьера спектакля«Вердикт» по мотивам пьесы «12 разгневанных мужчин» Реджинальда Роуза. О...

Росатом создает энергетику будущего

Росатом создает энергетику будущего

21.01.2025

Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут стать быстрые ядерные реакторы. Эти высокотехнологичные установки...

Супермощные вспышки на звездах типа нашего Солнца происходят раз в столетие — ученые

Супермощные вспышки на звездах типа нашего Солнца происходят раз в столетие — ученые

25.12.2024

Ученые выяснили, что на звездах, схожих с Солнцем,  раз в сто лет происходят «супервспышки» сопоставимые по силе с «событием Каррингтона»....

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

Росатом начал испытывать оборудование для производства топливо для инновационного реактора

25.12.2024

Будущее энергетики: важность развития быстрых ядерных реакторов Мир находится на пороге энергетической революции, и одним из её ключевых компонентов могут...

Эксперт рассказал о пяти ключевых результатах деятельности академика Велихова

Эксперт рассказал о пяти ключевых результатах деятельности академика Велихова

06.12.2024

МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Академик Евгений Велихов внес ключевой вклад в развитие целого ряда научно-технических направлений в мире. В частности,...

Загрузить Еще
Следующий Пост
Юрий Оганесян о выборах президента РАН: «Нам нужно завершить начатое дело»

Юрий Оганесян о выборах президента РАН: «Нам нужно завершить начатое дело»

В России впервые пройдет Евразийский строительный конгресс

В России впервые пройдет Евразийский строительный конгресс

Top Stories

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

Границы познания: памяти академика РАН Валерия Рубакова

16.04.2025
Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

Режиссер Дьячковский: Смыслы у нас вечные

12.03.2025
INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

INVENTORUS и АО «Оператор ТМиК» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

11.03.2025
мх

©️ Ref news, сетевое издание Ref news (перевод названия на государственный язык Российской Федерации: Реф ньюс)
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Cвидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 — 66760, от 22.08.2016
Адрес редакции: 155516, г. Москва, ул. Прохладная, д. 18. Телефон: +74953459440, e-mail russunion@mail.ru. Главный редактор — К.В. Бендас.

Нет Результатов
Посмотреть Все Результаты
  • В мире
  • В России
  • Наука
  • Церковь
  • Культура
  • Мнения

© 2024